Почему трещит стартер: поиск и устранение причины
Если при повороте ключа зажигания со стороны моторного отсека слышится лишь громкий треск, не спешите сразу же обвинять во всех своих бедах стартер. Причин подобного явления может быть несколько, и поломка втягивающего реле стартера является всего лишь одной из наиболее распространенных неисправностей. Сегодня мы расскажем о том, почему начал трещать стартер и что делать, чтобы восстановить его работоспособность.
Причины возникновения неисправности
Прежде чем начать изучение причин неисправности, напоминаем, что здесь и далее мы говорим о треске стартера, который больше всего похож на громкий дребезг контактов электромагнитного реле. Если из-под капота слышится неприятный металлический скрежет, то он появляется из-за неполноценного зацепления обгонной муфты (бендикса стартера) с зубьями маховика – это совсем другая история.
Чаще всего стартер, при повороте ключа зажигания, трещит по трем причинам:
1. Разряженная аккумуляторная батарея
Чтобы разобраться с причиной возникновения треска из-за разряженной аккумуляторной батареи, давайте вспомним устройство стартера. При повороте ключа зажигания напряжение бортовой сети поступает на обмотку его втягивающего реле. Появляющиеся при этом электромагнитные силы заставляют двигаться якорь устройства. Он замыкает силовые контакты, которыми электродвигатель стартера подключается к аккумулятору, а кроме того, заставляет шестерню бендикса вступать в зацепление с маховиком.
При разряженной аккумуляторной батарее ее энергии может хватать, чтобы притянуть металлический сердечник – о том, чтобы провернуть коленчатый вал не может быть и речи. Как только замыкаются контакты стартера и подается питание на его электромотор, напряжение просаживается до такой степени, что электромагнит оказывается не в состоянии удерживать металлический сердечник. Под действием возвратной пружины он стремится занять исходное положение и размыкает силовые контакты. Восстановившееся напряжение способствует повторному втягиванию якоря, и ситуация воссоздается многократно.
Чтобы убедиться в том, что виновником проблемы является глубокий разряд аккумулятора, достаточно включить несколько потребителей (освещение, электродвигатель отопителя и др.) и нажать на звуковой сигнал. Последний либо не включится вообще, либо будет слышен с хрипами, пониженной амплитудой или затуханием.
2. Плохой контакт двигателя с «массой»
Картина происходящего практически неотличима от рассмотренного выше случая с той лишь разницей, что проверка на разряд аккумулятора завершается с отрицательным результатом – все потребители, включая звуковой сигнал, работают на полную силу.
А вместе с тем, определить, что причиной неисправности выступает плохой контакт между аккумуляторной батареей и двигателем, очень просто – достаточно обратить внимание на контрольную лампу давления масла, которая находится на панели приборов. Если напряжение в бортовой сети авто ниже нормы, то поворот замка зажигания в положение «Пуск» приведет к постепенному затуханию яркости свечения сигнальной лампы (как и всех других).
В случае, когда причиной треска втягивающего реле стартера выступает плохая «масса», попытка запуска двигателя приведет к полному ее угасанию в такт со щелчками втягивающего реле. В то же самое время другие индикаторы интенсивность свечения практически не меняют.
Объясняется все очень просто – «массой» датчика давления масла, как, впрочем, и стартера, является корпус. Поэтому, как только будет утерян электрический контакт между двигателем и аккумулятором, оба этих устройства синхронно перестают работать.
3. Обрыв или замыкание обмотки реле стартера
Еще одной причиной, из-за которой происходит треск втягивающего реле, является межвитковое замыкание или обрыв его удерживающей обмотки. Другими словами, усилий электромагнита становится недостаточно для того, чтобы удерживать в замкнутом состоянии силовые контакты реле стартера и осуществлять зацепление шестерни обгонной муфты с зубчатым венцом маховика. Под действием возвратной пружины бендикс стремится занять исходную позицию, а расположенная на якоре контактная площадка размыкает электрическое соединение. После этого втягивающая обмотка включается вновь и ситуация многократно повторяется, что и становится причиной треска.
Определить, что в данном случае вышло из строя втягивающее реле стартера, можно и по поведению расположенных на панели приборов контрольных ламп. В момент, когда слышны громкие щелчки включения стартера, их яркость не меняется – коммутация электродвигателя стартера происходит на столь короткое время, что напряжение аккумулятора практически не просаживается.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Как устранить треск стартера
Способ устранения неисправности зависит от того, что выступает причиной. Если стартер не может нормально работать из-за разряженной аккумуляторной батареи, достаточно зарядить ее до необходимых параметров. Обычно зарядку ведут током 0.1С, где С – это емкость аккумулятора в ампер-часах. Вместе с тем, сильно разряженные источники тока и кальциевые батареи следует заряжать малыми токами (1-2 А) хотя бы до 25% заряда (этот параметр контролируют по плотности электролита). Щадящий режим отнимет больше времени, однако убережет аккумулятор от многих негативных моментов.
Обратите внимание! Нередко при разряженной аккумуляторной батарее владельцы авто пытаются запустить двигатель «с буксира». Заметим, что этот способ подходит лишь для простейших силовых агрегатов, но никак не для инжекторных двигателей. Запуск последних «с толкача» нередко приводит к сбою программного обеспечения электронного блока управления.
При этом ЭБУ начинает вести себя непредсказуемо – например, запрашивать разрешение на запуск у отключенного иммобилайзера. Ситуацию можно исправить только перепрошивкой «мозгов», а это, как вы сами понимаете, дополнительные и абсолютно неоправданные расходы.
В случае, когда треск втягивающего реле происходит из-за плохого контакта с «массой» автомобиля, достаточно всего лишь восстановить электрическое соединение. Чтобы избежать проблемы в дальнейшем, рекомендуется снять шину, которая соединяет двигатель с кузовом и зачистить контактные площадки наждачной бумагой. Предотвратить их окисление поможет тонкий слой технического вазелина или универсальной смазки VD-40.
Если источником неисправности признана удерживающая обмотка втягивающего реле стартера, то попытайтесь её отремонтировать. Если же это не представляется возможным, то принимают решение о замене втягивающего реле в сборе. Как видите, с поиском неисправности, из-за которой наблюдается треск стартера, сможет справиться даже начинающий водитель.
Видео: Почему трещит стартер.Полезный совет автоэлектрика.
Источник
Стартер стучит и гремит при запуске, но не крутит
При запуске двигателя бывает, что стучит стартер, но не крутит коленчатый вал. Это неприятная ситуация, поскольку завести современный автомобиль «с толкача» не представляется возможным. Многие автолюбители сразу начинают винить втягивающее реле или электромотор самого стартера. Такое случается, но прежде, чем прийти к такому выводу, нужно рассмотреть другие возможные поломки, устранить которые будет гораздо проще.
Принципы работы стартера
Стартер — это электродвигатель, основная задача которого прокрутить мотор, для того чтоб он начал работать самостоятельно. Для этого на стартер устанавливается специальное управляющее устройство – втягивающее реле. Но после запуска мотора, от быстрого вращения маховика, механизм стартера может разрушиться, поэтому на него установлена специальная обгонная муфта, которая называется бендикс. Работа стартера осуществляется в несколько этапов:
- После поворота ключа в положение пуска, напряжение подается на втягивающее реле. Его катушка намагничивается и притягивает сердечник, который перемещается.
- Вилка, присоединенная к сердечнику, передвигает бендикс с шестеренкой к шестерне или венцу маховика, а в конце своего хода замыкает пятаки контактов на электродвигатель стартера.
- Ток подается на якорь, он начинает вращаться в магнитном поле статора, одновременно вращая обгонную муфту, маховик и коленчатый вал.
- После запуска двигателя ключ поворачивается в рабочее положение, и ток перестает подаваться на втягивающее реле. Под воздействием пружины оно приходит в исходное положение, возвращая на место бендикс и размыкая контакты на электродвигатель, в результате чего стартер прекращает свою работу.
Существуют редукторные и безредукторные стартеры, но их принципы действия одинаковы. В них различаются только системы передачи крутящего момента от якоря к бендиксу.
Виды неисправностей
Все виды неисправностей стартера можно разделить на две основные группы – механические и электрические. Рассмотрим те из них, которые не требуют дорогого ремонта, а при их выявлении позволяют самостоятельно завести авто и добраться до гаража или ремонтной мастерской.
Отсутствие механического контакта шестерен
Если стартер стучит при при включении системы зажигания и втягивающее реле срабатывает нормально, но двигатель не заводится то данная проблема относится к механическим, а ее причина в том, что шестерня на муфте свободного хода не входит в венец маховика из-за забоин, образовавшихся на его зубцах.
При выдвижении вперед бендикс останавливается на этих забоинах, при этом контактные пятаки не замыкают электродвигатель стартера. В результате после поворота ключа слышны только щелчки при срабатывании втягивающего устройства и глухие удары при столкновении шестерен маховика и бендикса.
Характерна особенность этой поломки: она проявляет себя периодически, после возникновения проблемы машина снова какое-то время заводится нормально. Это происходит от взаимного положения венца маховика с забитыми участками. Если они находятся напротив зубьев шестеренки бендикса – стартер не крутит коленвал, причем для этого достаточно одного дефектного зуба. Во всех остальных случаях проблем с запуском двигателя не будет.
Чтобы решить проблему, когда гремит стартер, не входя в зацепление с маховиком, нужно немного провернуть коленчатый вал. Для этого требуется выключить зажигание, установить на коробке четвертую передачу, после чего подтолкнуть автомобиль. Коленвал провернется на нужный угол, и машину можно будет завести. Для больших автомобилей лучше поднять одно из ведущих колес на домкрате и провернуть его вместе с коленвалом.
Если после проворачивания коленчатого вала двигатель завелся, необходимо осмотреть венец на наличие дефектов. На многих двигателях это можно сделать, не снимая сам стартер. Для этого на кожухе сцепления удаляется заглушка, на рычаге сцепления сдвигается резиновый чехол. Компактный фонарик устанавливаем так, чтобы можно было видеть разъем, открывшийся после сдвигания резинового чехла.
Небольшое зеркало устанавливаем так, чтобы были видны зубцы венца маховика. Через отверстие, из которого была удалена заглушка, можно при помощи отвертки проворачивать эту шестерню. При этом внимательно осматриваются зубцы – не деформированы ли они. Если такой дефект выявлен, его потребуется устранить. Это лучше делать на специально оборудованной станции.
Нужно отметить, что обращаться с такой поломкой к автоэлектику или автодиагносту – просто потратить деньги. Если же на венце забоев и других повреждений не обнаружено, проблема кроется в самом стартере.
Срабатывает только втягивающее реле
Случается так, что после поворота ключа двигатель не заводится, в то же время водитель слышит только слабые щелчки, которые издает втягивающее реле, пытаясь выдвинуть бендикс в положение запуска и замкнуть пятаки электродвигателя.
Большинству водителей сразу приходит мысль, что вышло из строя втягивающее реле, а значит, оно подлежит немедленной замене. Далее выдвигается идея подгоревших пятаков и другие проблемы, часто встречающиеся при эксплуатации автомобиля.
После установки нового втягивающего реле стартер начинает работать в нормальном режиме, исправно заводя двигатель. Но, оказывается, часто решить проблему можно быстрее и дешевле.
Во многих случаях достаточно просто подтянуть гайку контакта между втягивающим реле и электродвигателем стартера. Со временем из-за окисления, попадания жидкости и грязи, контакт на ней ухудшается и его недостаточно, чтобы запустить электродвигатель, по обмотке которого идут большие токи. Для такого ремонта понадобится всего несколько минут и подходящий по размеру ключ. При замене втягивающего реле этот контакт просто чистится и плотно зажимается, в результате чего мы добиваемся нужного эффекта, но платить приходится значительно больше.
Источник
Втягивающее щёлкает, но стартер не крутит. Простое решение проблемы за копейки
Приветствую вас, дорогие читатели.
В конце зимы у моего автомобиля начала проявляться проблема со стартером: втягивающее щёлкает, но стартер не крутит.
По-началу помогало простое выключение-включение зажигания. Из-за этого появлялись мысли о том, что неисправность кроется не в стартере, а в замке зажигания.
Однако постепенно, с каждой неделей, проблема всё больше прогрессировала и теперь выключить-включить зажигание стало недостаточно.
Приходилось открывать капот, шевелить провода, подходящие к стартеру. Когда машина после такой процедуры заводилась, я понял, что дело тут совсем не в замке зажигания.
Также заметил, что если аккумулятор снять и полностью зарядить, то заводится машина «с пол оборота».
Вывод: стартеру не хватает энергии.
А какая наиболее частая причина такой проблемы? Закисленные контакты.
После того, как простое применение аналога WD-40 не помогло, было решено снять стартер:
Предварительно сняв минусовую клемму с АКБ, открутил два болта, которые держат стартер и вот пусковое устройство двигателя в моих руках.
Он был весьма грязный, как снаружи, так и внутри. Контакты оказались также грязными:
Интересовал меня именно толстый, маленький, многожильный провод, который идёт от втягивающего реле в корпус самого стартера.
Ведь втягивающее щёлкает — значит к нему ток идёт, а вот до стартера по этому проводу не доходит.
Все контакты почистил наждачной бумагой зернистостью 180, хорошо обработал аналогом WD-40, после чего установил на место.
Далее этап проверки. Ситуация однозначно стала лучше, теперь не нужно включать-выключать зажигание, а тем более лезть под капот.
Однако не всё идеально, довольно часто, после поворота ключа, возникает вот такая ситуация: стартер покрутит, после этого останавливается, далее идёт пауза 1-2 секунды, после чего он вновь начинает крутить, после этого обычно двигатель обычно заводится. Ключ при этом на протяжении всего этого времени повёрнут в положение «заводить».
Здесь уже проблема скорее всего в свечах, их нужно почистить или заменить, чем я и займусь. Если у вас есть другие предположения, то напишите их в комментарии, ознакомлюсь, возможно у меня действительно что-то другое.
В любом случае, проблема уже не такая выявленная, как была раньше, поэтому результат в любом случае положительный. Да и стоимость его совсем небольшая, думаю у каждого в гараже найдётся наждачная бумага и что-то вроде WD-40.
Друзья, если вам понравилась статья — подпишитесь на этот канал и поставьте лайк, а также поделитесь ею в социальных сетях, я очень старался при её написании.
Если у вас есть что дополнить, или остались вопросы — пишите в комментарии. Удачи на дорогах и вне них.
Источник