Меню

Проверка стартера ямз 236

Стартер

На двигателе ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций устанавливается стартер СТ-103 (рис. 104). Проверку и регулировку стартера лучше всего производить на специальном контрольно-испытательном стенде мод. 2214. Однако возможна проверка стартера и без стенда. Стартер после очистки от пыли и грязи проверяется на двух режимах работы: на холостом ходу без нагрузки и при полном торможении. В первом случае измеряется напряжение на клеммах стартера, потребляемый ток и число оборотов вала; во втором случае измеряется момент, который нужно приложить, чтобы удержать якорь стартера от вращения. Указания по проверке стартера на стенде изложены в инструкции, прилагаемой к стенду мод. 2214. При отсутствии стенда стартер можно закрепить в тисках.

Для испытания на холостом ходу необходимы вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 В, амперметр постоянного тока с на-

для среднего подшипников. После развертки через отверстия под масленки 25, 14, 9 сверлят отверстия диаметром 5,8 мм под фильц и снимают заусенцы. В якоре реле при помощи контрольной лампы убеждаются в отсутствии замыкания обмотки якоря на пакет железа. Для этого подсоединяют один наконечник от лампы к пакету железа, другой к каждой из ламелей якоря. Лампа гореть не должна.

На отсутствие межвитковых замыканий якорь следует проверять на индукционном приборе ППЯ-5. При обнаружении межвитковых замыканий или замыкания обмотки на пакет якорь заменяют. Якорь также подлежит замене, если провода выступают из пазов якоря. Это свидетельствует о разносе обмотки. Коллектор якоря с подгоревшими местами и выступающей слюдой между пластинами необходимо проточить с последующей шлифовкой мелкой стеклянной шкуркой. Биение коллектора относительно опорных шеек вала не должно превышать 0,05 мм . Коллектор при ремонте может быть проточен до диаметра 56,0 мм . Коллектор диаметром менее 56 мм ремонту не подлежит, а заменяется новым.

Читайте также:  Стартер луаз 969м аналог

мм. При этом биение его относительно вала якоря не должно превышать 0,15 мм . Поврежденные бандажи якоря подлежат замене. Новые бандажи изготавливают из стальной луженой проволоки. На крайние бандажи наматывается по 10—11, на средние по 7—8 витков. Каждый бандаж обжимают пятью скобами. Начало и конец проволоки должны находиться под скобой. После намотки новый бандаж следует пропаять припоем. Биение железа якоря относительно шеек вала не должно превышать 0,15 мм .

в реле привода стартера проверяют исправность втягивающей и удерживающей обмоток при помощи омметра. Схема включения омметра показана на рис. 106. Сопротивление исправной втягивающей обмотки должно быть 0,7—1,1 Ом, удерживающей 4,2— 5,8 Ома при температуре 20° С. Значительное отличие величины сопротивлений от указанных свидетельствует или о межвитковых замыканиях в обмотках или о замыкании на корпус. В этом случае реле статера заменяют.

Для осмотра контактной системы реле необходимо отвернуть четыре винта крышки реле и снять крышку. При этом надо следить за тем, чтобы выводной конец втягивающей обмотки не был поврежден. Рабочие поверхности контактных болтов и диска должны быть чистыми, без значительных подгораний. В случае подгорания контактных поверхностей болтов их следует зачистить напильником и заполировать мелкой стеклянной шкуркой. При значительном износе контактных поверхностей болты следует развернуть в гнездах на 180°.

Контактный диск при глубоком выгорании контактной поверхности следует переставить другой стороной. При износе обеих сторон диск заменяют. Диск должен быть замкнут на корпус. Это легко проверить контрольной лампой.

Детали механизма привода не должны иметь механических повреждений и должны обеспечивать свободное перемещение шестерни привода по ленточной резьбе вала якоря. Шестерня привода не должна иметь сколотых зубьев и забоин, в противном случае шестерня заменяется. Износ зубьев допускается до длины зуба 26 мм . Барабан с выработкой упорной площадки (под палец включающего рычага) в косом пазу или с разрушением пайки торцовых стенок также подлежит замене.

В процессе эксплуатации стартера возможны износ или разрушение поводка упорного кольца и его сухарей. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене. Щетки заменяются при наличии трещин, сколов и других механических повреждений, а также при износе до высоты 14 мм . Сборка стартера. На вал 6 (см. рис. 104) со стороны коллектора надевают фибровую шайбу, а со стороны привода держатель среднего подшипника 13, упорные шайбы, барабан 3 в сборе, шестерню 5 с поводком 4 и пружиной, устанавливают упорное кольцо 7 с сухарями и чашкой, предохраняющей сухари от выпадания. Шлицевую часть вала перед сборкой смазывают жировой смазкой 1-13 (ГОСТ 1631—61) с 3% коллоидного графита С-1 или С-2 (ГОСТ 5261—50).

Подсобранный якорь / вставляют в крышку 10, привертывают к крышке держатель среднего подшипника 13, вставляют палец включающего рычага 11 в косой паз барабана 3, устанавливают в корпус 2 стартера крышку 10 в сборе с якорем, крышку 23 и стягивают крышки двумя стяжными болтами. Следует обратить особое внимание на затяжку этих болтов, так как большинство неисправностей в стартере чаще всего происходит из-за ослабления стяжных болтов. После затяжки якорь 1 должен легко вращаться от руки. Далее устанавливают щетки в щеткодержатели и привертывают к щеткодержателям выводы обмотки возбуждения и наконечника щеточных канатиков. Необходимо следить, чтобы щетки свободно перемещались в щеткодержателях, а щеточные пружины упирались в середины щеток. Затем надевают защитную ленту 26, затягивают винты ее крепления, устанавливают реле, соединяют его перемычкой с болтом на крышке со стороны коллектора, вставляют и зашплинтовывают палец, соединяющий тяги 12 реле с включающим рычагом И. Регулировка реле стартера. Правильно отрегулированное реле должно обеспечить замыкание контактов и начало вращения якоря только после полного введения шестерни стартера в зацепление с венцом маховика. Регулировка момента включения стартера производится следующим образом. К положительному полюсу аккумуляторной батареи 2 (рис. 107) и к медному болту реле присоединяют контрольную лампу 3 напряжением 24—36 В; отрицательный полюс батареи соединяют с корпусом стартера. Обмотки реле через кнопку 4 подключаются к положительному полюсу батареи. Устанавливая между шестерней 9

и упорным кольцом 10 на валу стартера поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм (размер а) и включая стартер, по загоранию лампы определяют правильность регулировки реле. При прокладке толщиной 16 мм контакты 5 и 6 не должны замыкаться и лампочка 3 не должна гореть, при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться и лампа гореть. Если регулировка не обеспечивает выполнение указанных условий, необходимо произвести подрегулировку винтом 8 тяги, ввернутым в якорь реле. В случае слишком позднего замыкания контактов реле (лампа не загорается с прокладкой 11,7 мм ) регулировочный винт необходимо вывернуть из якоря, в случае раннего замыкания (лампочка горит с прокладкой 16 мм ) ввернуть. Для ввертывания или вывертывания винта следует расшплинтовать палец и отсоединить тяги реле от управляющего рычага. После окончания регулировки провод от стартера присоединяют к реле и отсоединяют лампу, при помощи которой контролировалось замыкание контактов реле.

Источник

Обслуживание стартера ЯМЗ

При первом техническом обслуживании проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты стяжных хомутов стар­тера.

В начальный период эксплуатации затяжку болтов стяжных хомутов стартера нужно проверять ежедневно.

При втором техническом обслуживании надо проверить за­тяжку стяжных болтов стартера и при необходимости подтянуть и проверить затяжку и чистоту контактных соединений проводов с клеммами стартера и аккумуляторных батарей; при необходи­мости зачистить контактные поверхности и затянуть соединения.

Каждое четвертое ТО-2 или через 1000 часов работы двигателя, а в первый раз — по истечении гарантийного срока, проводить тех­ническое обслуживание стартера в указанной ниже последователь­ности.

  1. Снять стартер с двигателя, предварительно отсоединив все электропровода, расшплинтовав и вывернув болты стяжных хо­мутов стартера.
  2. Очистить стартер от пыли и грязи и протереть салфеткой.
  3. Сняв защитную ленту, проверить состояние щеточно-кол-лекторного узла. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щетко­держателях и не должну иметь чрезмерного износа; при износе до высоты 14 мм щетки следует заменить.
  4. Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточ­ных канатиков к щеткодержателям; при необходимости винты под­тянуть.
  5. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Ра­бочая поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой. В случае загрязнения или значительного подгорания коллектор не­обходимо протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Если коллектор не удалось очистить, то его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой.
  6. Проверить надежность крепления реле к корпусу; при необ­ходимости подтянуть крепежные болты и вновь законтрить их зам­ковыми шайбами.
  7. Проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность коробки реле стартера от пыли и грязи. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контакт­ного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгорании этих поверхностей их следует зачистить, снять неровности, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значитель­ном износе контактные болты повернуть на 180 градусов, а контактный диск перевернуть на другую сторону.
  8. Продуть стартер сухим сжатым воздухом,
  9. Проверить регулировку реле стартера следующим образом: к выводной клемме обмоток реле подключить плюс аккумулятор­ной батареи; между клеммой и аккумуляторной батареей последовательно включить лампочку, рассчитанную на напря­жение в сети 24 вольт, для контроля замыкания контактов. Масса стар­тера соединяется с минусом аккумуляторной батареи. Между шестерней и упорным кольцом на валу стартера ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 вольт, а шес­терня прижимается к прокладке. При установке прокладки тол­щиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, лампочка не должна гореть. При установке прокладки толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, лампочка — загореться. Если регулировка реле не соответствует приведенным выше данным, необходима подрегулировка, которая осуществляется винтом, ввернутым в якорь реле и соединенным двумя пластин­ками с рычагом привода, перемещающим барабан и шестерню вдоль вала. Для регулировки винта нужно расшплинтовать и вынуть штифт, тогда пластины будут отсоединены от рычага. При слишком позднем замыкании контактов, когда лампочка не загорается с прокладкой 11,7 мм, необходимо несколько вывер­нуть регулировочный винт из якоря реле. В случае раннего замы­кания, когда лампочка загорается с прокладкой 16 мм, регули­ровочный винт следует глубже ввернуть в якорь реле.
  10. Проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря; при затрудненном перемещении привода шлицы вала яко­ря очистить от грязи и смазать консистентной смазкой.
  11. Залить в масленки стартера по 10-15 капель дизельного масла, применяемого для смазки двигателя.

Если при осмотре будет установлено, что в стартер попали грязь или дизельное топливо, необходимо стартер разобрать, очис­тить все детали и собрать его.

Если и при этом не удалось полностью устранить причины не­удовлетворительного состояния коллектора, то стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке. Эта работа выполняется в указанной последовательности:

  1. снять защитную ленту и ее прокладку, отвернув предва­рительно стяжные винты;
  2. отсоединить провода щеток;
  3. приподнять нажимные концы пружины с помощью специаль­ного крючка и вынуть из щеткодержателей;
  4. расшплинтовать упорное кольцо шестерни привода стар­тера;
  5. отвернув стяжные болты, снять крышку со стороны коллек­тора;
  6. слегка вращая якорь, вынуть его из стартера, сняв затем с шлицевого конца вала упорное кольцо, шестерню с пружиной, поводок, барабан, упорное кольцо и упорную шайбу;
  7. проточить коллектор на станке до чистоты; биение коллек­тора относительно шеек вала не должно превышать 0,05 мм;
  8. собрать стартер, обратив особое внимание на затяжку болтов, так как большинство неисправностей в стартере чаще всего про­исходит из-за ослабления стяжных болтов.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. Неисправные щетки заменить. После сборки притереть щетки к коллектору, как указано в раз­деле «Обслуживание генератора».

Источник

Проверка стартера ямз 236

ПРОВЕРКА СТАРТЕРА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б

Периодически проверять надежность присоединения наконечников в электропроводке стартера, очищать наконечники проводов и клеммы аккумуляторной батареи от налетов окислов и грязи.

Разборку и регулировку стартера можно производить только по истечении гарантийного срока в специализированной мастерской, располагающей всеми необходимыми

инструментами и измерительными приборами.

Техническое обслуживание стартера производить в

1 Снять стартер с двигателя.

2 Снять крышку коллектора и траверсу.

3 Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого

должна быть гладкой и не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или незначительного подгара

коллектор протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Оставшуюся после этого грязь или подгар зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

4 Проверить высоту и состояние щеток. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные по высоте до 14 мм, заменить. Высоту щетки замерять от места касания пружины до притертой рабочей поверхности.

5 Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям; при необходимости подтянуть их.

6 Проверить состояние контактной системы реле стартера. При подгорании рабочих поверхностей контактных болтов и диска их следует зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, сняв неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть вокруг оси на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону, предварительно зачистив эту поверхность шлифовальной мелкозернистой шкуркой.

7 Проверить свободную с качкой посадку контактного диска на штоке якоря реле.

8 Проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами.

9 Вынув пробки, залить в масленки по 10 капель моторного масла (до полной пропитки войлочных фильцев), после чего пробки поставить на место.

10 Очистить привод стартера от грязи, шестерню стартера вдвинуть в корпус привода, залить в корпус привода моторное масло, сделать 5-10 движений шестерни вдоль вала, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить 2-3 раза и залить масло в корпус привода.

Источник