Реле стартера газель 70 ампер с колодкой
реле четырех контактное, контакты К С Б и без подписи масса, до этого у старого хозяина стояло точно такое же по госту и по все цифрам на реле оно идентично старому
Можно без реле :+ на кнопку с кнопки провод на втягивающее стартёра(кнопки -расходник) . В место кнопки поищи МАЗовский флажок на стартёр.
а не проще поставить реле стартера на 70А от газели?
НЕ НАДО ТАКОКОЕ РЕЛЕ СТАВИТЬ.
Когда купил Фроську, на стартер там стояло именно такое реле. Итог — сигналка с автозапуском, запустил из дома. Контакты реле сплавились. Стартер молотил 15 минт без перерыва. Вся электрика из стартера выгорела напрочь!
Не умеют у нас сейча реле делать! экономят на серебре для контактов! разбирал тут одно — так там не серебряно — никелевый сплав, а кусочка гвздя были вместо контактов!
Пользую сам тайваньские реле SATURN. Пробовал нагружать одну 40А (2 карлсона). Работала в таком режиме 2 года. Все ОК. Да сих пор работает!
Кнопку лучше четырехконтактную. Чтоб при включении стартера, выключился вентилятор мотора и головной свет.
http://biltema-deliver.narod.ru/bil1.htm — здесь жмем на книжечку, внизу вводим страницу 42. На правой стороне номер 16 (если кликнуть по книжечке, то увеличится то место, по которому кликнули). Цены в евро, в Финляндии.. Я вообще оттуда много для УАЗки везу 9например, лебедку электрическую на 1 тонну, дохрена ручных лебедок — для разных целей (включая 4-тонную рычажную для опять же УАЗки), мини-эстакаду и т.д., Весь инструмент в гараже оттуда (кроме электроинструмента — качество не ахти у билтемовских дрелей/болгарок и т.д.)) — кстати, в этом каталоге есть переключатель ближнего/дальнего света ножной — встает на УАЗ, как родной (в те же дырки теми же винтиками), но качество неизмеримо выше. (Это, я к тому, что вообще каталог полезный — посмотрите))) Ну, и если чего, там доставка по России есть)))
У меня такая кнопка стоит. Правда стоит через реле штатное. Но вообще сама кнопка на 50 ампер рассчитана. Так что можно и без реле прямо к втягивающему через нее провод кинуть. Ну и надпись «ENGINE START» на кнопке не лишняя))))
Кстати, у меня вопрос. У меня кнопка эта просто замыкает контакы замка зажигания тот, который в середине (где «+» на замок приходит) и тот, который реле стартера замыкает. Почему стартер не крутит с при выключенном зажигании. Хотя мне это не сильно надо (цель установки кнопки — сохранность замка зажигания, а то у меня новые замки зажигания максимум год нормально работают, а потом стартер через раз включаться начинает, ну и для понта))) типа, запуск с кнопки)))))))) — просто интересно.
Источник
Реле стартера газель 405 где находится
Реле Стартера Газель
Давайте разберем такую ситуацию, после определенного не маленького пробега, стартер автомобиля щелкает, но не крутит двигатель. То есть садитесь в автомобиль, поворачиваете как обычно ключ зажигания, а из под капота слышны щелчки, но двигатель не заводится! Что это такое и куда нужно смотреть, поговорим ниже.
Не очень все радужно скажу я вам, у вас сломалось втягивающее реле стартера. Через определенное количество километров, это реле, попросту изнашивается, и перестает выполнять свои функции. Принцип работы втягивающего реле очень прост. Наверное все знают что стартер автомобиля нужен для того чтобы, запустить двигатель.
Для этого малая шестерня стартера (в момент пуска двигателя), выдвигается и вступает в зацепление с зубцами моховика двигателя, а выдвигает эту шестерню втягивающее реле. Когда вы поворачиваете ключ, то стартер начинает раскручивать моховик двигателя, тем самым приводя поршни двигателя в движение. Далее подается искра на свечи и автомобиль заводится.
Если же вы слышите щелчки под капотом (щелкает стартер ), когда поворачиваете ключ, знайте, сломалось втягивающее реле стартера. И его нужно заменить.
Втягивающее реле стартера
Втягивающее реле стартера, фото 2
Конечно, втягивающее реле, вы можете заменить сами, для этого просто нужно снять стартер. Втягивающее реле, будет находиться наверху. Откручиваем его и меняем на новое.
Самое сложное будет снять сам стартер, потому что он находится в нижней части двигателя, и снять его довольно проблематично. ЗАПОМНИТЕ, перед тем как снять стартер, нужно снять клеммы аккумулятора, потому что стартер находится под напряжением.
Многие задают вопрос, а где находится стартер. И как его найти?
Загоняем машину на яму, снимаем защиту двигателя и видим стартер. Обычно он крепится тремя гайками, если их открутить то стартер выйдет.
После того как вы замените втягивающее реле, ваш стартер перестанет щелкать и автомобиль будет нормально заводиться. Надеюсь, я вам помог в вопросе «щелкает стартер. что делать?»
#201 OFF ZelicH
Участник Клуба 7 сообщений
- Город: Санкт-Петербург
- Марка авто: ГАЗ-3302
- Год выпуска Авто: 2006
Отправлено 27 Июнь 2011 — 16:45
#202 OFF Toyota007
Модераторы 10 263 сообщений
- Город: Н-Новгород
- Марка авто: Соболь 4х4
- Двигатель: УМЗ-4216
- Год выпуска Авто: 2010
Отправлено 27 Июнь 2011 — 16:56
Щелчок где. В реле стартера или во втягивающем?На прямую отверткой не про бывал.
Почему не крутит стартер или медленно крутит, частые причины и способы их решения
Все применимо и касательно автомобилей Газель и не только.
«Почему не крутит стартер», «Что-то щелкает под капотом и тишина» или «Щелчок и все тухнет» — такие вопросы часто можно увидеть в обсуждениях на автомобильных форумах. Это самые распространенные признаки проблем с проводкой, втягивающим реле, втулками или самим двигателем стартера.
Давайте разберем несколько основных и наиболее часто встречающихся причин отказа в работе стартера. Будем считать, что сам двигатель, венец (его зубцы) в исправном состоянии, а аккумулятор, особенно в холодное время года, заряжен и не теряет заряд из-за неизвестного владельцу потребителя.
И так, при повороте ключа ничего не происходит или слышны щелчки в отсеке двигателя (один или их череда). В большинстве случаев проблема кроется в плохих контактах. К сожалению, контактов, важных для работы стартера, не один и не два.
Если Ваш авто не новый, проблема может скрываться в силовых проводах, массе — их клеммах. Важно чтобы надежный контакт был на ВСЕХ клеммах проводов.
Эти провода могут прекрасно прозваниваться тестером, но когда по ним побежит пусковой ток, они просто не пропустят ту мощность, что нужна для запуска стартера.
Многожильный силовой провод просто обжат клеммой и не защищен от внешнего воздействия. Со временем, в месте обжимки ухудшается контакт – попадает грязь и вода с дороги – происходит коррозия. Часто, с такими проводами, стартер не крутит с первого раза в сырую погоду, после дождя.
Для быстрого восстановления контакта иногда приходится сняв клемму, обстучать провод в месте обжима на твердой поверхности. Лучшим вариантом решения проблем с проводами является, конечно, их замена на новые; или разборка клемм, зачистка, лужение, заново обжим и припаивание.
Причем места, где клеммы прижимаются через шайбы гайками (масса кабины, двигателя, силовой плюс на втягивающем) чаще всего, деформированы и также имеют следы коррозии – это тоже препятствие для хорошего контакта. Их желательно выпрямить, зачистить и заново облудить. Лично мне, вариант с лужением и припаиванием дал желаемый результат.
Еще один контакт, который может препятствовать запуску стартера – контакты на самом акб. Их так же нужно содержать в чистоте и сухом виде. Поэтому многие, закрепив провод на выводе акб, покрывают сверху это место густой смазкой.
Если с силовыми и управляющими реле, проводами разобрались, то остались контакты в самом втягивающем реле (пятаки) – медные пластинки в корпусе реле, через которые течет большой ток. Эти контакты могут подгореть со временем, но это бывает очень редко, а чтобы проверить или зачистить контакты потребуется отпаивание двух выводов обмотки и снятие крышки реле. Чаще выходит из строя само реле – обмотка, она перегорает. В этом случае только замена.
Когда стартер крутит «вхолостую» проблема может быть в нескольких местах:
- недостаточный ход или износ вилки перемещающей бендикс;
- сам бендикс не исправен – прокручивается;
- для редукторного стартера с пластиковыми элементами в планетарном механизме – износ зубцов.
В последних двух случаях будет слышен визг, хруст высокая скорость вращения вала стартера, без передачи вращения на маховик.
Для газелей, работающих в городе на доставках, с частыми запусками, существует еще одна проблема – это износ втулок стартера, при котором необходима скорейшая их замена. Чем больше износ, тем сильнее прогиб и перекос ротора в корпусе.
Отсюда низкая скорость вращения (стартер вяло, плохо крутит), большой ток потребления; тяжелый, а в запущенных случаях, практически невозможный, запуск двигателя. На холодную двигатель запускается еще более-менее уверенно, но после прогрева, ощущение, что акб полностью разряжен, а его подзарядка практически не дает никакого эффекта. Стартер едва проворачивает двигатель.
Приборная панель может полностью тухнуть в момент поворота ключа. Говорят, стартер берет на себя много — конечно, когда такой мощный двигатель вместо вращения практически стоит на месте. При попытках завестить, стартер так просаживает напряжение в сети автомобиля, что блок управления газели (эбу) просто отключается – отсутствует искра — нет управления катушками зажигания.
В этом случае иногда помогает подача плюса от акб к желтому проводу любой катушки. В любом случае, если втулки стартера изношены и вал болтается (есть ощутимый люфт), то их нужно менять на новые.
У меня после 3-4 раз замены втулок, диаметр шейки вала, который лежит в передней крышке стартера уменьшился на столько, что начал болтаться в новой втулке, тут нужно было или восстанавливать толщину вала, или подбирать втулку, или менять весь стартер целиком. Последнее и было сделано, был установлен белорусский стартер редукторного типа. С которым спустя полгода приключилась неприятность Об этом читайте в этой статье .
Блоки предохранителей на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, плавкие силовые вставки на 30, 40, 60, 90 А, защищаемые предохранителями электрические цепи
В зависимости от года выпуска автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 его электрические цепи могут быть защищены общими плавкими вставками, рассчитанными на большой ток разных номиналов. Дополнительные блоки предохранителей старой или новой конструкции установлены на кронштейне полки для крепления аккумуляторной батареи под капотом.
На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 ранних выпусков установлены блоки силовых предохранителей с двумя плавкими вставками на 30 и 60 А
— Плавкая вставка на 30 А защищает цепи приборов освещения.
— Плавкая вставка на 60 А — все цепи, кроме цепи стартера и приборов освещения.
На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 поздних выпусков установлены блоки силовых предохранителей также с двумя плавкими вставками, но уже на 60 и 90 А. В этом блоке:
— Плавкая вставка на 90 А защищает цепь генератора и цепи приборов освещения.
— Плавкая вставка на 60 А — все остальные цепи, кроме цепей генератора, приборов освещения и стартера.
Блоки силовых предохранителей на автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с антиблокировочной системой тормозов (ABS)
На автомобили ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с антиблокировочной системой тормозов (ABS) устанавливают блоки силовых предохранителей с четырьмя плавкими вставками на 40, на 60 (две вставки) и 90 А. В этом блоке:
— Плавкая вставка на 90 А защищает цепь генератора. — Плавкая вставка на 40 А — электрические цепи наружного освещения. — Первая плавкая вставка на 60 А — цепь питания ABS.
— Вторая плавкая вставка на 60 А — цепи всех остальных потребителей, кроме генератора, стартера, приборов освещения и ABS.
Цепь стартера рассчитана на большой кратковременный ток, поэтому предохранителя в цепи нет. Предохранители на 30, 40, 60 и 90 А установлены в общих блоках силовых предохранителей, закрепленных на полке аккумуляторной батареи в моторном отсеке. Запасные предохранители всех номиналов закреплены под пластиной крышки блока.
Блоки предохранителей с малым током срабатывания на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705
Кроме того, все цепи питания электрооборудования на автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 защищены собственными плавкими предохранителями с меньшим током срабатывания. Единые монтажные блоки предохранителей и реле на автомобиле отсутствуют.
Блоки предохранителей отдельных цепей расположены:
— На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года в двух блоках слева под панелью приборов. Предохранители «пальчикового» типа.
— На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года — слева под крышкой панели приборов. Предохранители «ножевого» типа.
Там же установлено реле-прерыватель указателей поворота. Реле системы управления инжекторным двигателем расположены в моторном отсеке посередине щита передка в его верхней части.
На крышках блоков предохранителей автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года и на корпусах блоков автомобилей выпуска с 2003 года нанесены номера предохранителей. На автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года соответствующие номера предохранителей дополнительно перечислены на вкладыше, приклеенном к задней стороне крышки. С указанием защищаемых ими цепей.
Верхние блоки предохранителей
1. 16 А — Электродвигатель отопителя, электронасоса системы отопления (автомобили с двумя рядами сидений). 2. 8 А — Резерв для электродвигателя дополнительного отопителя (автомобили с двумя рядами сидений). 3. 8 А — Указатели поворота. 4.
8 А — Комбинация приборов, выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза, система ЭПХХ, реле стеклоочистителя, лампы света заднего хода в задних фонарях, контрольная лампа диагностики (двигатели семейства ЗМЗ-406). 5.
8 А — Аварийная сигнализация.
6. 8 А — Зуммер и плафон освещения бортовой платформы, лампы стоп-сигналов.
7. 8 А — Радиооборудование. 8. 8 А — Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла. 9. 16 А — Прикуриватель, звуковой сигнал, розетки переносной лампы.
Нижние блоки предохранителей
1. 16 А — Резерв. 2. 8 А — Плафон освещения кабины, подкапотная лампа, плафон освещения грузового салона. 3. 8 А — Лампы подсветки комбинации приборов.
4. 8 А — Задние противотуманные фонари.
5. 8 А — Лампы правого переднего и левого заднего габаритных огней, фонари освещения номерного знака, контрольная лампа включения габаритного огня. 6. 8 А — Лампы левого переднего и правого заднего габаритных огней. 7. 8 А — Ближний свет левой фары. 8. На 8 А — Ближний свет правой фары, электрокорректор света фар. 9. 16 А — Дальний свет левой фары, контрольная лампа включения дальнего света фар.
10. 16 А — Дальний свет правой фары.
Цвет корпуса предохранителя соответствует определенной силе тока
5 А — Оранжевый. 10 А — Красный. 15 А — Голубой. 20 А — Желтый.
Для замены предохранителя используйте запасной предохранитель того же номинала и цвета. Не заменяйте предохранители перемычками или предохранителями, рассчитанными на другую силу тока, а также самодельными перемычками. Это может привести к повреждению электрических приборов и даже к пожару.
На автомобиле ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года у перегоревшего предохранителя металлическая полоса на его корпусе будет разомкнута. Расчетное значение силы тока (в амперах) указано на корпусе предохранителя. Нумерация предохранителей ведется слева направо. 8 А – черного цвета, 16 А – зеленого. Кроме того, предохранители на 8 и 16 А можно различить по ширине металлической полосы.
Неисправности стартера автомобиля и их устранения | LifeGaz
Стартер на Волге — штука весьма надежная, и какие-то неприятности с ним случаются не часто. Как правило, в процессе эксплуатации он вообще не требует к себе никакого внимания, но мы с вами знаем, что сломать можно все, что угодно, даже если это, как в известном случае, чистая гидравлика.
Итак, в основе стартера — электродвигатель постоянного тока. На переднем конце его вала находится скользящая муфта и шестерня, которая в момент пуска входит в зацепление с зубьями маховика двигателя. Перемещение муфты обеспечивает втягивающее реле, расположенное на корпусе стартера. Шток реле в момент запуска перемещается и тянет за собой вилку, которая и выталкивает муфту с шестерней в положение зацепления с маховиком.
Катушка тягового реле имеет две обмотки.
- Втягивающая. Подключается при переводе ключа в положение «старт». Она обеспечивает перемещение штока реле. После срабатывания первой обмотки шток перемещается и сдвигает контактный «пятак», замыкая им контакты, включающие двигатель стартера и вторую, удерживающую обмотку.
- Удерживающая. Нужна для того, чтобы удерживать шток втянутым до тех пор, пока ключ находится в положении «старт».
Соответственно, все неисправности сводятся либо к проблемам со втягивающим, либо с самим электромотором, либо с муфтой.
Как правило, стартер отказывается заводить машину в самый неподходящий момент и совершенно неожиданно. То есть, вчера все было хорошо, а сегодня поворачиваем ключ в положение «старт», а он не крутит или крутит но как-то не так, как должен, или издает посторонние звуки. В любом случае, ждать чуда не нужно, само не пройдет. Попробуем найти и устранить неисправность.
Стартер крутит вяло
Как правило, виновато пониженное напряжение в бортовой сети. Поэтому начните с проверки заряда аккумулятора.
Если с аккумулятором все в норме, и напряжение на нем 12 В и более, проверьте состояние клемм. Чаще всего причиной бывает плохой контакт. Хорошо очистите клеммы от окислов, смажьте их консистентной смазкой (литол, солидол и прочее) и хорошо закрепите. Слишком сильно тянуть клеммы не стоит, так как этим вы деформируете выводы аккумулятора, сделанные из свинца, и сами клеммы проводов, которые сейчас делают вообще непонятно, из чего.
Проверьте, есть ли масса на кузове и на двигателе. Для этого просто выберите на мультиметре режим измерения сопротивления и промерьте оное между минусовой клеммой аккумулятора и мотором, а потом между клеммой и каким-нибудь некрашеным болтом на кузове. Сопротивление должно быть близким к нулевому. Если это не так, осмотрите крепление минусового провода к двигателю и проверьте целостность «косички», соединяющей двигатель и кузов. Она крепится к колоколу сцепления.
Стартер не крутит совсем
- в проводке;
- во втягивающем;
- непосредственно в двигателе стартера.
Начнем поиск проблемы с простого.
Осмотрим подключение
- Проверьте противоугонные системы. Возможно это они шутят над вами.
- Возможно у вас банально разряжен аккумулятор.
- Если для цепи стартера есть предохранитель, проверьте его целостность.
- Проверим, появляется ли напряжение +12 В на управляющем контакте стартера (это тонкий винт на втягивающем реле).
Если напряжения нет, значит проверим дополнительное реле стартера и замок зажигания.
Попросите помощника поворачивать ключ в положение «старт» и послушайте. издает ли при этом стартер какие-то звуки. Возможно, у вас подклинивает шток втягивающего реле. Оно срабатывает, об этом свидетельствует щелчок, но его перемещение ограничено.
Проверим втягивающее
Если напряжение на управляющий контакт втягивающего реле приходит, масса не нарушена, но стартер отказывается с вами сотрудничать и не крутит, делаем следующее.
- Обязательно снимаем машину с передачи и ставим на ручник;
- Переводим ключ в положение «зажигание»;
- Берем гаечный ключ на 17 и перемыкаем им силовые выводы втягивающего.
Если стартер при этом бодро закрутился, значит наша проблема в самом втягивающем реле. Проще всего будет просто заменить его на новое, но можно попробовать починить.
Снимаем стартер и вывинчиваем 3 винта (2 винта для ЗМЗ 406), крепления втягивающего. Откручиваем винты, крепящие контактную группу, и изучаем состояние контактного «пятака» и контактных площадок болтов. Скорее всего, на них мы обнаружим сильное подгорание. Зачищаем контакты и делаем их поверхность абсолютно гладкой и плоской. Аналогичную операцию проводим с пятаком. Сильно подъеденный пятак, можно просто перевернуть, если этого еще не делали до вас.
Также тестером проверим, нет ли замыкания обмоток реле на корпус и нет ли в них обрывов. Если все в норме, собираем все в обратном порядке и пробуем завестись.
Разборка стартера
Если проблема не во втягивающем, проверим двигатель самого стартера.
Снимаем его с машины и разбираем. Здесь ничего особенно сложного нет.
- Отвинтите и снимите втягивающее.
- Снимите шток втягивающего.
- Снимите заднюю крышку стартера, вывернув два винта ее крепления и сняв стопорное полукольцо в центре.
- Сдвиньте со шпилек статор двигателя вместе с корпусом.
Теперь нужно внимательно осмотреть состояние контактных площадок коллектора. Если они сильно изношены, их можно попробовать прошлифовать до ровной поверхности.
Смотрим износ щеток. Меняем их при необходимости.
Мультиметром проверяем, нет ли замыкания обмоток на корпус, и отсутствие внутренних замыканий и обрывов в обмотках. Если таковые имеются, несем стартер в ремонт или меняем его на новый. Самостоятельно вы здесь ничего не сделаете.
Стартер издает посторонние звуки
Треск или скрежет в момент пуска двигателя
Этот звук возникает при неполном зацеплении шестерни стартера с зубьями венца маховика. Причин может быть несколько, и большинство из них устраняются легко.
- Ослабло крепление стартера к колоколу сцепления. Такое бывает. Просто попробуйте пошатать стартер рукой, если он не сидит плотно, затяните гайки его крепления с требуемым моментом и попробуйте запустить мотор. Скорее всего, пугающие звуки исчезнут.
- Недостаточное перемещение скользящей муфты стартера. Шестерня просто не встает на свое место. Обычно виноват заросший грязью вал. Для восстановления работоспособности, снимите стартер с автомобиля. Далее очистите вал и смажьте его хорошей консистентной смазкой. Проверьте перемещение шестерни, заеданий быть не должно.
- Может быть виновата вилка, перемещающая скользящую муфту. Бывает, что она ломается или деформируется, хотя и редко. В обоих случаях, вилку нужно заменить.
- Подъеден венец маховика. Данную проблему вы легко увидите, сняв стартер и просто заглянув в отверстие колокола сцепления. Решений у проблемы несколько: замена маховика, замена венца (старый сбивают, а новый нагревают и горячим напрессовывают на маховик), можно попробовать перевернуть старый венец (нагреваем венец и спрессовываем его с маховика, нагреваем повторно и напрессовываем обратной стороной).
Ослабло крепление втягивающего к корпусу стартера. Как результат — неполное перемещение шестерни. Подтяните крепеж.
Металлический звон из колокола сцепления при работе двигателя и иногда появляющийся скрежет при запуске
Скорее всего, сняв стартер вы обнаружите. что у него отколот «клюв». Это бывает по разным причинам. Может стартер был плохо притянут к колоколу или притянут с перекосом, может дефект отливки, а может имело место чрезмерное перемещение шестерни.
Приваривать «клюв» аргоном на место имеет смысл только в случае дармового доступа к сварочному аппарату, во всех других ситуациях, лучше его заменить. Но так как найти «клюв» отдельно вы вряд ли сможете, менять придется, скорее всего, стартер в сборе.
Визг. При этом двигатель иногда чуть проворачивается, но недостаточно для запуска
Как правило, такое поведение говорит о том, что вам нужно поближе познакомиться с бендиксом.
Для тех, кто не вполне понимает, что это такое, поясним.
Бендикс — это не что иное как обгонная муфта.
Ее смысл в том, что при вращении стартера она жестко связывает приводную шестерню с валом электродвигателя, а в момент, когда двигатель запустился, и его обороты выросли, он начинает проскальзывать, не давая ДВС вращать электродвигатель стартера.
Аналогичная штука присутствует в заднем колесе велосипеда, это она издает характерный стрекочущий звук при движении накатом. То есть, это вовсе не сама шестерня привода, а именно та штука, к которой эта шестерня крепится.
Снимается эта деталь достаточно просто, но испачкаетесь сильно. Хотя, если вы сняли стартер, вас это уже не должно волновать.
Источник