Ремонт стартера мопеда альфа своими руками
Подробно: ремонт стартера мопеда альфа своими руками от настоящего мастера для сайта olenord.com.
Разборка и ремонт стартера скутера
Привычным движением повернул ключ зажигания, нажал кнопку стартера… И тишина. Повторил запуск — стартер не пашет.
Если, нажав кнопку стартера, слышишь кратковременный непривычный скрежет и мотор не заводится, то, вероятнее всего, дело не в стартере — просто «сдох» аккумулятор. Симптомы неисправности стартера другие: при нажатии на пусковую кнопку раздается одиночный металлический щелчок контактов реле включения стартера, но за ним не следует шума мотора. Что предпринять?
Включите первую передачу и на выжатом сцеплении, толкая мотоцикл вперед-назад, нажимайте кнопку стартера. Если мотор заработал, можно сделать вывод: между угольными токосъемными щетками и коллектором плохой контакт. Между трущимися деталями (щетками коллектора) попадала пыль, из-за нее происходило искрение и образовался своеобразный диэлектрик. Когда же мотоцикл толкали вперед-назад, при скольжении щетки нашли контакт — и стартер заработал.
Этот способ запуска мотоцикла выручит, если «болезнь» на начальной стадии. Однако неизбежно наступит момент, когда мотор возбудить не удастся.
Ремонт вышедшего из строя стартера рассмотрим на примере Honda XR250 Baja. Благо, на мотоцикле нет облицовки, и интересующая нас деталь легкодоступна (фото1).
Для работы понадобятся: ключи — торцовые «на 12» и «10», рожковые — «на 7» и «10». Установите аппарат на подставку. Чтобы добраться до стартера, демонтируйте выхлопную трубу. Для этого отвинтите четыре гайки на фланцах патрубков (фото 2, 3). Болт на хомуте достаточно лишь ослабить.
Отвинтите по два болта маслопровода и крепления корпуса стартера к картеру (фото 4). Отсоедините клемму на стартере. Легонько простучите молотком (через деревянный брусок) корпус стартера (фото 5) — чтобы шлицы вала якоря вышли из зацепления с шестерней обгонной муфты (фото 6). Из рамы выньте стартер через левую сторону.
Вскрытие стартера. Выкрутите два болта (фото 7). Обе крышки корпуса снимаются, якорь легко выходит из ротора (это постоянный магнит). Будьте внимательны и предусмотрительны: не перепутайте порядок расположения шайб на валу якоря!
На фото 8 и 9 хорошо видна грязь, которая и доконала стартер «неубиваемой» Honda: коллектор покрылся диэлектриком, ламели (прорези в роторе) забиты грязью, токосъемные щетки с трудом перемещаются в гнездах.
Ремонт. Наждачной бумагой (зернистость — мелкая) зачистите коллектор, ламели — чистим скребком, изготовленным из ножовочного полотна (фото 10). Якорь отмойте в чистом бензине (фото 11). Крышку корпуса с угольными щетками также «искупайте», особо тщательно обработайте свеженьким бензином и игольчатый подшипник в другой крышке (фото 12).
Сборка. Игольчатый подшипник во время работы мотора смазывается моторным маслом, однако при сборке все равно смажьте его тем же моторным маслом. В крышке корпуса со стороны щеток установлена металлокерамическая втулка — забейте ее консистентной смазкой (Castrol LMX).
Соедините все детали — шайбы, уплотнительные кольца (установите их в том порядке, в каком они разложены на фото 13). Не перепутайте, какой стороной стыкуется корпус статора с крышкой, в которой находятся щетки, для этого существует специальный паз на корпусе (его видно на фото 9) и ответный выступ на крышке (он на фото 8). Если уплотнительное резиновое кольцо (их должно быть два) на корпусе статора порвалось, а замены нет, можно воспользоваться герметиком (и нам пришлось его применить). Стяните детали стартера болтами. Проверьте, прокручивается ли якорь в корпусе? Ничего ли не зажато?
Установите стартер на мотоцикл. Все операции, описанные в разборке, проведите в обратном порядке.
у меня постоянно крутит стартер даже когда двигатель работает . что делать?
нихуя не работает хахахха надо было его заменять новым потом работал бы
на съемник для якоря можно не тратиться, он монтажкой легко снимается)
у меня такая же проблема! спасибо за видеообзор!
А у меня цепи уже нет на стартере можно поставить новую не снимая магнеты?
+Саша Попов неснимая неполучитса некак
+Саша Попов наврятли там крепление успокоителя с права не даёт снять цепь также и одеть я пробывал.
Можете заснять как заменить цепь стартера?
+Саша Попов там тоже самое как на видео только обгонную муфту снимать не надо.а по другому цепь не снимеш
видимых дефектов нет )),но пружины которые толкают ролики уже менять надо тогда заработает как часы ,пружины можно поставить с шариковых ручек
+MrProtivostoyanie да, пружинки не дожимают ролики в ту суженную часть, где их должно защемлять, поэтому зацеп и не происходит. Причём желательно, чтобы все 3 пружины были исправны, не было песка и прочей срани, как на видео (даже звук, когда руками крутили выдавал песок везде и вся).
+Виктор Соколов вы считаете в этом кроется проблема?
Над шестерней “Якоря” прикручена железочка а рядом с ней металический квадратик, Для чего они?
Цепь порвалась и сорвала этот кубик
+Nokia Prof Цепь по просту растянулась и порвалась на ходу вот и сорвала все что мешало ей(такое бывает)частенько нужно следить , и во время менять во избежание повреждений ,а крышку коленвала можно купить http://motoimport.net/p45505160-kryshka-kolenvala-alpha.html
+Виктор Соколов каким образом у меня могло порвать цепь? она как-то сбила этот кубик с куском картера
+Nokia Prof квадрат идет как ограничитель для ограничителя звезды стартера
Здравствуйте, не подскажите? У меня на Альфе, когда начинаешь заводить с эл. стартера , где-то 1 раз из 10 очень сильно трещит похоже как раз в месте этой муфты. Не знаете она может проскакивать и так трещать?
+дмитрий крапоткин спасибо за решение проблемы
там такая система в нутри этой муфты потшипники их прижимает к звёздочки пружинки посмотрите видео .когда стартер крутит звёздочку потшипники с ней зацепляются и вращают коленвал после того как двигатель завёлся потшибники просто начинают врощятся.но иногда бывает что двигатель плохо заводится особенно когда начинает схватыватьнекоторые потшипники остаются в зацепленнии и слышен такои сильный стук или даже хруст в принципе может один из подшипников просто выроботал или чуть чуть выдавил стенку муфты и по этому может становится чуть чуть на искось тем самым вызывая скрежет чем чаще такой стук или скрежет тем быстрее навернётся муфта я ездил пока стартер не перестал совсем зоводить потом поменял её. просто открутите боковую крышку где генератор заведите несколько раз там будет видно вернее слышно.
что то я непонял,так что не так с этой муфтой?видимых дефектов вроде нет
я попробовал сам сделать и у меня получилось спасибо.
При любом подозрении на неисправность стартера я его сразу же снимаю с двигателя и выкидываю на помойку. У меня попросту нет времени заниматься ремонтом подобной мелочевки. Особенно, когда мотосезон в самом разгаре и всем нужно побыстрее отремонтироваться и ехать по своим делам.
Но, в особо редких случаях я за ремонт стартеров все же берусь, когда попадается на ремонт редкая модель скутера на которую трудно найти запчасти или когда скапливается несколько неисправных стартеров из которых я потом собираю один.
Сам по себе ремонт или диагностика не представляет особых трудностей, даже для новичка. И будет в основном заключаться в разборке, мойке, проверке, зачистке рабочих поверхностей деталей и сборке. Но с ремонтом мы пока торопиться не будем. Начнем лучше с общих вопросов, а темы ремонта коснемся в самом конце статьи.
Найти стартер на двигателе скутера очень просто: снимаем передний пластиковый капот двигателя и подседельную емкость, осматриваем двигатель и находим на нем небольшую цилиндрическую деталь (примерно такую как на фото) расположенную перпендикулярно продольной оси двигателя к которой подходит толстый провод питания — это и будет стартер.
На большинстве моделей скутеров стартер установлен в верхней части двигателя сразу за цилиндром. В редких случаях — стартер устанавливается спереди или снизу двигателя.
Если при нажатии на кнопку запуска, стартер не крутит, то эта ситуация не всегда может нам говорить о его неисправности. Помимо самого стартера в электрике скутера есть несколько элементов управляющих его работой. Таких как аккумуляторная батарея, реле, кнопка запуска и провода подводящие питание. И при отказе хотя бы одного из этих элементов — полностью исправный стартер работать не будет.
Поэтому, чтобы не терять много времени и не делать потом лишнею работу, мы не будем гадать, а поступим проще: пойдем по методу исключения: подключим стартер напрямую к аккумуляторной батарее — минуя реле, цепь кнопки запуска и штатные провода питания, тем самым полностью исключим неисправности в элементах отвечающих за работу стартера.
Не снимая стартера с двигателя — ищем на его корпусе клемму питания и отключаем от нее провод. Снимаем с скутера аккумуляторную батарею (заряженную), ищем, просим у кого-нибудь или покупаем два куска толстого медного провода. Подключаем провода к клеммам аккумулятора. Затем, провод идущий от минусовой клеммы аккумулятора прикладываем к корпусу стартера, а второй провод — идущий от плюсовой клеммы аккумулятора — прикладываем к клемме питания стартера
- Если стартер заработал, значит он полностью исправен и причину неполадок нужно искать в реле, кнопке запуска или проводах подводящих к нему питание
- Если стартер не работает, значит неисправность заключается в нем самом и его нужно снять, разобрать и проверить. Вполне возможно, что его еще можно отремонтировать и сэкономить немалые деньги
После того как мы нашли стартер и обеспечили к нему свободный доступ — ищем на его корпусе клемму к которой подходит провод питания и откручиваем от нее провод. Затем, определяемся в каком месте стартер крепится к корпусу двигателя, отворачиваем крепежные болты и вынимаем его из своего посадочного места.
Крепежные болты, в данном случае они расположены с торца корпуса
В этом случае, стартер имеет фланцевое крепление и его крепежные болты расположены у основания корпуса.
Для облегчения демонтажа, на некоторых моделях двигателей, между корпусом стартера и корпусом двигателя есть специальная технологическая щель (в зависимости от модели двигателя). Вставляем в нее плоскую отвертку и расшатываем ею стартер.
В устройстве стартера, по сути нет ничего нового и сложного с тех самых пор как был изобретен электрический двигатель постоянного тока. Коим он собственно и является.
Внутри корпуса есть подвижной цилиндрический элемент, который называется ротором (по-колхозному — якорем). На роторе в строго определенном порядке намотан изолированный медный провод образующий собой несколько независимых друг от друга катушек, цепей, обмоток, полюсов, контуров — что собственно говоря одно и тоже. Концы каждой из катушек имеют свои независимые друг от друга выходы в виде ламелей (контактов) на коллекторе.
Внутри основного корпуса вклеены два постоянных магнита в точности огибающих ротор. Каждый из магнитов имеет разный по отношению друг к другу полюс N (север) S (юг). Кто в школе учился то поймет…
После того как вы нажмете на кнопку запуска — электрический ток от аккумуляторной батареи начнет проходить через клемму питания, щетку и далее, проходя через ламели одной и обмоток ротора — образует вдоль оси якоря постоянное магнитное поле.
Думаю, не нужно объяснять, что магнитное поле, которое образует постоянный электрический ток имеет разную полярность? Так вот, о чем это я. Ах да, магнитное поле ротора начнет взаимодействовать с магнитным полем постоянных магнитов и якорь отклонится на определенный градус. Коллектор провернется, к щеткам подойдет следующая пара ламелей и ротор снова отклониться. Таким образом будет происходить его вращение ровно до тех пор пока вы не опустите кнопку запуска.
Ломаться в стартере особо нечему и все его неисправности заключаются в износе, зависании щеток и загрязнении коллектора, что нередко бывает из-за попадания в корпус моторного масла из картера двигателя. Стоит отметить, что неисправности связанные с загрязнением коллектора и износом щеток являются типичными для электрических двигателей постоянного тока.
Изношенные щетки, а равно — грязный коллектор препятствуют прохождению электрического тока через щетки к ламелям обмоток ротора и поэтому стартер перестает работать. В этом случае, для восстановления работоспособности стартера нам понадобиться всего лишь почистить и вымыть коллектор и заменить щетки на новые или изготовить их самостоятельно (об этом позже).
Помимо чисто механических неисправностей связанных с износом и загрязнением токопроводящих элементов — существует еще целый ряд неисправностей связанных с коротким или межвитковым замыканием обмоток ротора, а также с нарушением контакта вывода обмоток с ламелью коллектора и обгоранием изоляции проводов.
Все эти неисправности характеризуются повышенным шумом и нагревом стартера во время работы и падением его оборотов. Если после очистки коллектора и замены щеток на новые — стартер плохо крутит, греется, гудит, то скорей всего с обмотками ротора не все в прядке. Либо они замкнули, пробили на массу либо попросту сгорели. И с этим уже ничего не поделаешь.
Отворачиваем болты стягивающие корпус, их может быть два, а может быть и больше в зависимости от конструкции. Зажимаем пальцами торчащий из корпуса вал и максимально аккуратно и не спеша разъединяем половинки корпуса.
Вынимаем из корпуса ротор и внимательно осматриваем коллектор и щетки. Если коллектор грязный, то его в обязательном порядке нужно почистить и вымыть чистым бензином.
Щетки в нормальном состоянии должны быть не короче 5-6 мм.
Ложем ротор на какую-нибудь чистую поверхность желательно деревянную и любой подходящей иглой вычищаем грязь между ламелей коллектора.
После зачистки, берем кусок какой-нибудь не ворсистой ткани, хорошенько смачиваем ее в чистом бензине, оборачиваем ее вокруг коллектора и начинаем как бы прокручивать в ней коллектор ротора. Сильно натирать коллектор не обязательно, достаточно будет всего лишь его отмыть от грязи примерно до такого состояния как на фото.
С коллектором ротора проблем нет: почистили, отмыли просушили и все. А вот как быть с изношенными щетками? Их в продаже нет и не было никогда, а новый стартер стоит очень дорого, что делать? Выход есть: сделать щетки самому, вернее не сделать, а переделать из других.
Для изготовления новых щеток нам идеально подойдет комплект новых щеток для династартера советского мотороллера «Муравей». Стоит такой комплект всего 150 рублей и включает в себя две пары щеток, хватает ровно на два стартера. Купить такой набор можно в любом магазине торгующем запчастями для советских мотоциклов. Почему именно от «Муравья», а не от дрели например? Потому что щетки от муравья рассчитаны на высокий ток и очень стойкие к истиранию, а щетки от обычных электроинструментов — мягкие и быстро обгорают и изнашиваются.
Берем щетку, она изначально много больше оригинальной и обтачиваем ее со всех сторон на наждаке так, чтобы она спокойно заходила в гнездо и в тоже время не особо там болталась. В идеале нужно постараться обточить щетку так, чтобы она сидела в своем гнезде как можно плотнее и в тоже время ходила в нем без малейшего, даже едва ощутимого сопротивления.
Вставляем нашу свежеобточенную щетку в гнездо и в обязательном порядке проверяем ее подвижность.
Припаиваем провод самодельной щетки к клемме питания
Устанавливаем наши самодельные щетки на место.
Вот и весь секрет и самое главное — с такими самодельными щетками к тому же стоящими копейки можно полностью восстановить работу стартера. Причем на много много сезонов. И это проверено уже не на одном экземпляре. По крайней мере жалоб на работу стартера с вживленными в него щетками от «Муравья» мне ни разу не поступало.
Чтобы долго и нудно не пыжиться с установкой ротора в корпус — зафиксируйте щетки от выдвигания в своих гнездах зубочистками, смажьте какой-нибудь тугоплавкой смазкой оси ротора, установите ротор в корпус и выньте зубочистки. Так будет намного легче и быстрее, а самое главное — ничего не сломаете и не свернете.
И еще момент: если после сборки стартер буде вращаться в другую сторону — сделайте следующее: выкрутите болты стягивающие корпус и разверните корпус с магнитами на 180 градусов относительно второй половины корпуса и проблема уйдет.
Запустить мотор скутера несложно: нажмите на кнопку, активизирующую электростартер скутера. А как быть, если давите на нее, но все безрезультатно? Или если коленвал вращается, но со скоростью ветряка?
Не играй в угадайку
Самое простое – обратитесь к приятелю, владеющему однотипной «табуреткой», и для проверки замените свой стартер его рабочим. Если таковой приятель есть. Коли нет, придется напрячь собственные извилины: стартер – не перегоревшая лампочка в поворотнике. Обычно причина бездействия – «глюк» в его электроцепи. Как проверять каждое соединение и изоляцию, «Мото» писал в № 7-03. А если причина в другом? Надо пускач ремонтировать.
Как он устроен? Это один из видов электромотора постоянного тока: внутри корпуса находится якорь, щеточный узел и статор (см. иллюстрации). Якорь – группа обмоток (катушек), равномерно расположенных вокруг вращающегося центрального вала. Они соединены с цилиндрической «насадкой» на валу (коллектором), составленной из многочисленных медных пластин-сегментов, изолированных друг от друга и от вала. К сегментам прижаты два медно-графитовых контакта – щетки, через них на обмотки подается напряжение. Внутри корпуса стартера закреплены два постоянных магнита (статор), они образуют магнитное поле, заставляющее, собственно, якорь вращаться.
Происходит это так. Нажимаете кнопку – подаете «плюс» питания на одну из щеток (вторая постоянно соединена с «минусом» через раму скутера). Стоит появиться току в обмотках якоря, как стальные сердечники катушек намагнитятся; провод же навивают таким образом, чтобы поле якоря «отталкивалось» от магнитов статора. Валу деваться некуда – он повернется, и щетки войдут в контакт со следующей парой сегментов якоря. Дальше процесс повторится. Это как качели: раскачивая их, вы с каждым следующим махом увеличиваете свою скорость и энергию. Сначала ваши качки остановить несложно, но вскоре, попробуй, стань на пути – улетишь! Вот и стартеру-малютке, раскрутившись, удается стронуть и вращать кривошип.
Пример скрутки провода щетки: А – правильно; Б – слишком тугая
скрутка может препятствовать свободному перемещению щетки.
Теперь определите, что этому мешает. Демонтируйте стартер и очистите его снаружи (обычно он расположен так, что грязи на корпусе хватает). Открутите винты крепления статора. Теперь – внимание! Снимая корпус, крепко удерживайте вал якоря в передней крышке. Статарные магниты исключительно сильные – если утащат за собой якорь, то может повредиться щеточный узел (как минимум, растеряете пружинки щеток, а замену им еще попробуй найди). Поэтому, грамотно «расчленив» стартер, якорь из крышки извлекайте бережно. Разбирайте щеточный узел, но не трогайте плюсовый контакт и его токовод – он заделан в крышку намертво. Протрите все детали стартера тампоном, смоченным в спирте – именно им! Ацетоно-бензины и подобные растворители повредят имеющийся в конструкции пластик и изоляцию обмоток якоря. И не оставляйте ни грамма грязи внутри стартера: это пыль от выработки щеток, а она токопроводна. Проморгаете – не ровен час сами себе учините утечку тока, а то и короткое замыкание.
Убедитесь, что все детали целы и исправны: щетки по краям не обломаны, свободно, но без перекосов, перемещаются в направляющих колодцах, высота от рабочей поверхности до провода не менее 3 мм. Взявшись за провод и щетку, слегка потяните сборку – редко, но бывает, что они плохо скреплены друг с другом. Вернуть прочность просто: капните в отверстие щетки смесь клея «Момент» с порошком от грифеля карандаша – и можно вставлять на место провод. Наткнулись на контакты, отслужившие свое? Тоже не беда! На их место допустимо имплантировать щетки, к примеру, от дрели (подточите габариты до нужной величины). При выборе «донора» главное, чтобы диаметр его коллектора был близок к стартерному. Этот размер определяет твердость (читай – износостойкость) материала контактов. Монтируя щетки по местам, не скручивайте их провода слишком плотно, более того – чуть расслабьте, чтобы они не стояли колом и не препятствовали перемещению щетки в направляющей.
Пружины, естественно, должны быть целыми, витки не замяты. Высота «спиральки» – не менее 9-10 мм. Подсевшую на несколько миллиметров можете «взбодрить», чуть растянув витки. Но надежнее так: наклейте на опору пружины прокладку из пластика (толщина – размер усадки). Замену лопнувшей детали, если нет возможности найти оригинал, навейте из пружины шариковой авторучки. Придется повозиться: изготовить болванку для навивки, перед началом работы отжечь проволоку на огне, а готовую деталь опять нагреть и остудить в моторном масле.
Проверку ротора начните с осмотра обмоток. Почернели витки, обуглилась изоляция и стоит резкий запах гари – значит якорь «кончился». Прискорбно, но если не найдете замену (новую или подержанную рабочую деталь), вы «попали» на замену стартера.
Другое возможное повреждение, внешне не различимое, – пробой изоляции обмоток на массу. Косвенный признак: при исправном аккумуляторе и цепи питания стартер еле-еле вращает коленвал. Методика проверки следующая: контрольная лампа напряжением 220 В не должна гореть при подключении к сети через любую пластину коллектора и вал якоря. Но коли вы не электрик со стажем, тест поручите спецу. «Двести двадцать» за глаза хватит и слона убить! Не оставьте скутер «сиротой».
Благополучно миновали этот этап? Значит, вялость стартера скрыта в окислении (подгорании) коллектора. Берите мелкозернистую шкурку со стеклянным покрытием, оберните ею узел и плавными (круговыми и без нажима!) движениями снимите поврежденный слой металла. Доводить поверхность до «зеркала» излишне, достаточно, если на сегментах не останется шероховатости более 0,3 мм.
Встречается и другое: покоцанные щетки наволакивают металл сегментов друг на друга и в конечном счете замыкают обмотки между собой. А ну-ка, вспомните, что определяет скорость раскрутки якоря? То-то же – количество катушек! «Верните их на место», прочистив разделительные канавки. Заметили, что коллектор качается на валу, – обязательно закрепите его капелькой клея (того же «Момента»), иначе вскоре оборвутся провода катушек.
Остается проверить «силу» магнитов статора: вставьте внутрь корпуса стальной стержень, скажем, отвертку. Если совсем непросто удержать его по центру отверстия (тут же липнет к магнитам) – порядок.
Заменив или приведя в норму изношенное, собирайте моторчик в обратной последовательности. Осторожно действуйте со щеточным узлом: упругими пластинками (толщина 0,4-0,6 мм) утопите по максимуму обе щетки в колодцы и уже по этим «направляющим» вводите, но без нажима, коллектор на место. Если черт вас дернет «пристукнуть» якорь, готовьте новые щетки! «Хвост» вала, противоположный коллектору, смажьте тугоплавкой смазкой, но самую малость. И обратите внимание на прокладку «корпус-крышка». При малейшем намеке на неплотность стыка замените уплотнитель, иначе все, что «вылизали» внутри, вскоре забьется дорожной пылью.
Советую провести «выходной» контроль ремонта: стартер закрепите в тисках (не сомните!) и через амперметр подключите к аккумулятору. Ток холостого хода (так называют этот режим работы) должен находиться в пределах 6-7,5 А. Теперь заблокируйте вращение якоря (не повредите зубья шестерни!) и на пару секунд включите стартер. Ток должен возрасти до 16-18 А. Значительное отклонение от приведенной величины в любую сторону будет означать, что вы «зевнули» какую-то из описанных неисправностей. Найдите и ликвидируйте ее.
Помимо электродвигателя, в стартере есть и механическая часть, ее называют обгонной муфтой. Ее назначение: во-первых, передать крутящий момент от якоря к коленвалу – это выполняет шестеренчатая пара. Во-вторых, после пуска двигателя разобщить якорь с кривошипом. Стартер рассчитан на кратковременную работу (не более 10-15 сек. за одно включение). Продолжи вращать работающий мотор скутера – пускам развалится через считанные минуты. Чтобы не нарваться на нечто подобное, убедитесь в исправности муфты. Извлеките ее из корпуса стартера (если это скутер 80-90 годов) или из вариаторного отсека (современной модели). Вращайте ведущую шестерню против часовой стрелки – она должна перемещаться по валу (в осевом направлении) без заеданий. Отпустите шестерню – исправная муфта «обязана» без задержки вернуться в исходное положение.
И еще: потрясите муфту – внутри ничего не должно греметь. Заприметив что-либо из этого, разберите и исправьте механизм. Чуть разожмите и снимите стопорное колечко, затем опорную шайбу и возвратную пружину с опорами. Скрутите с вала шестерню. Неисправности могут быть вызваны: загрязнением зубьев вала и шестерни, смятием или поломкой пружины, заклиниванием центробежного механизма. Как «лечить» пружину – уже знаете. «Задубевшую» смазку удалите растворителем (тут годится и ацетон, и бензин, и т. п.), в качестве свежей используйте консистентную и тугоплавкую. Поврежденное пружинное «колечко» центробежника можно заменить аналогичным – схожего диаметра, позаимствованным у автомобильного сальника. При сборке убедитесь, что стопорное колечко четко село в паз вала и «закрылось» опорной шайбой.
И особый случай бессилия стартера. Обгонная муфта, установленная в отсеке вариатора, может остановить вращение электромотора, если ее саму заклинит крышка отсека. Ох, частенько горе-механики забывают, что между крышкой и картером должна находиться прокладка положенной толщины, а не отсутствовать вовсе. Редакция благодарит за помощь в подготовке иллюстраций техцентр «Moto-Help», Москва.
Проверка изоляции обмоток якоря (А), очистка коллектора (Б), схема проверки изоляции между сегментами и массой (В).
Если у вас в один прекрасный момент стартер отказывается запускать двигатель-не расстраивайтесь, возможно его еще можно вернуть к «жизни». В большинстве случаев стартер отказывает из-за различного рода загрязнений или износа щеток устранить все эти неполадки под силу даже новичкам.
Для того чтобы быть уверенным что именно стартер неисправен и не «хочет» крутить двигатель, можно подключить его напрямую к аккумулятору (аккумулятор должен быть заряжен), если картина не изменилась стартер молчит или крутит плохо, значит причина в нем.
Бывает что при ремонте на некоторых моделях скутеров забывают ставить прокладку между крышкой вариатора и двигателем тем самым зажимая обгонную муфту (бендикс) что приводит к слабому вращению стартера , что бы исключить этот момент ослабьте болты на крышке и попробуйте запустить двигатель, если картина не изменилась значит причина в стартере.
Вот такой стартер мы сегодня будем с вами рассматривать, о том где находится стартер и как его снять читайте здесь.
Для того что бы разобрать стартер нам нужно открутить два болта на крышке стартера и придерживая вал рукой аккуратно снять крышку.
Внутри крышки находятся два постоянных магнита
После извлечения вала из корпуса обнаружилась первая неисправность: одна щетка оказалась обломанной и ее фрагмент находился внутри корпуса на фото выделен красным.
Вторая неисправность: сильный износ щеток.
Третья неисправность: сильное загрязнение коллектора ротора, для того что бы устранить данную неисправность нам надо иглой вычистить всю грязь между ламмелями коллектора и затем отшлифовать коллектор наждачной бумагой.
Вот что должно получится в итоге.
Далее все хорошо промываем желательно спиртом, ставим новые щетки (при установке новых щеток не забудьте правильно завести проводки в специальные пазы в корпусе), смазываем втулки в которых вращается ротор тугоплавкой смазкой и собираем стартер.
После сборки стартера его желательно проверить, для этого: подключаем стартер через амперметр к аккумулятору и смотрим на ток холостого хода, он должен быть примерно такой как на фото. Ток холостого хода для разных моделей стартеров может отличатся в значительных пределах.
Если после всего проделанного у вас стартер плохо, вращается, греется, ток холостого хода слишком высокий, тогда скорей всего неисправен ротор который можно поменять на новый или перемотать.
Ни в коем случае не зачищайте коллектор корундовой наждачкой. Только стеклянная. В теории электрических аппаратов этот момент оговаривается особо — электрические контакты медные, серебряные нельзя чистить корундовой шкуркой. Уж лучше напильником, надфилем, но не корундовой. Корунд войдет в медь коллектора и там останется навсегда, истирая щетку. Это явление аналогично тому, как уронить мыло в песок и пытаться его смыть. На лекциях по электрическим аппаратам нам преподаватель пояснял это убедительным примером: на заводе «Арсенал» для изготовления линз для объективов длинный стеклянный цилиндр резали на тонкие диски медной дисковой пилой без зубьев, но ее ободок был обсыпан алмазной крошкой. По мере износа диска, уменьшения его диаметра, плотность алмаза на периферии диска увеличивалась — алмазная крошка не удалялась, а «перемещалась» к центру. В итоге резка даже улучшалась.
If you are going for best contents like I do, just pay a
visit this site everyday for the reason that it offers quality contents, thanks
при снятии стартера с цепного китайца надо сливать масло.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Беда! Духи царства стартера напали на страну Шестерению. Их тонкое соседство связывала невнятная цепь. цепь рухнула. война неизбежна.
Ну а, если серьезно, зимой начал стучать стартер, то есть треск и удары во время запуска в мороз на холодную. Изначально грешил на обгонную муфту и все хотел поменять, дабы избежать полной поломки.
Но я совсем забыл про связующее звено стартера и обгонной муфты – цепь.
В общем, стартер с каждым днем гремел все сильнее и сильнее, и в один прекрасный день просто перестал работать. Точнее стартер-то крутился, но мотор оставался без движения. Опять же думал, что кирдык обгонной муфте, ан-нет.
Когда я снял крышку, то увидел, что цепь, каким-то образом слетела. Не придав этому значения, я поменял обгонную муфту (кстати, поставил муфту от мопеда Альфа, она точно такая же).
Цепь надел, все собрал (к слову, на родной муфте следов износа я не особо увидел, за исключением мелочей, но не суть). Все собрано, поставлено, стартер закрутил мотор и – о чудо! – снова запуск с кнопки, а не судорожное тырканье кочерги.
Но счастье было недолгим, вскоре история повторилась: стартер бестолково крутится, а мотор нет.
Когда я снял в очередной раз крышку генератора, я мягко говоря был весьма удивлен! На этот раз цепь просто была порвана! Как. Кааааак. Взгляните, на это великолепное качество исполнения!
Цепь, как оказалось, сделана из металла, который можно легко перекусить пассатижами или перепилить пилкой для ногтей, в общем печаль-беда.
Не долго думая, я вернулся к своему донору – мотору от Альфы. С него я снял цепь ГРМ, которая значительно превосходила по качеству цепь стартера YX 150.
Чувствуете весь трагизм ситуации. Цепь от Альфы, которая лучше по качеству, чем питовская.
Цепь ГРМ от Альфы была расклепана и укорочена до нужного количества звеньев, но перед этим я решил сравнить цепи и посмотреть, насколько же вытянулась родная цепь стартера от пита. и тут мой инфаркт повторился!
Даже при грубейшем сравнении видно, насколько сильно вытянулась цепь (она нижняя). После грубых замеров было выяснено, что цепь вытянулась в период около 150 часов на более чем 1.5 см! Это не то, чтоб ни в какие ворота, а вообще. слов нет.
Итог: всем-всем-всем владельцам моторов со стартером! Рекомендую сразу после покупки поменять цепь стартера на цепь ГРМ, хотя бы стандартную, а лучше D . I . D ., тем более что в продаже они есть, и найти их не проблема. Ведь кто знает, возможно вам повезет не так, как мне, и разорванная цепь застопорит на ходу генератор, убьет его и разорвет внутреннюю крышку кривошипной камеры.
С развитием торговых отношений между Россией и Китаем, в нашу страну помимо традиционных трикотажных товаров и бытовой электроники стали массово завозить различную авто и мото технику. А поскольку отечественная мотоциклетная промышленность переживала спад, то новинки пришлись по вкусу мотолюбителям, и стали массово приобретаться для собственных нужд.
Классический вид мопеда Альфа
Особый интерес представляет мопед ALPHA с двигателем воздушного охлаждения который продается на территории РФ как «Альфа 110сс» или «Альфа 49». Цифры в названии обозначают рабочий объем двигателя:
- Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 49 куб. см, мощностью 4,5 л.с.;
- Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 110 куб. см, мощностью 7 л.с.
Мопеды своим внешним сходством с мотоциклами отличаются от скутеров, хотя и представляют собой отдельный класс. Тем не менее, сочетание технических параметров, простоты в обслуживании своими руками и невысокой эксплуатационной стоимости сделали данный мопед лидером продаж на российском рынке мототехники.
Справочно: в Китае сборкой модели ALPHA занимаются сразу несколько производителей. Среди них компании Horse, Chong Qing Bull, WONJAN, Omaks и ряд других. Сборкой мопедов занимаются и в России такие компании, как АВМ и СМото. При этом схема электропроводки мопеда Альфа идентична вне зависимости от места сборки.
К сожалению, поставщики мототехники не всегда учитывают особенности исполнения того или иного вида транспортного средства, предполагая, что низкая цена — главнее. В частности, большинство поступающих под брендом ALPHA мопедов в Россию, не рассчитаны на наши климатические и дорожные условия.
Оригинальная схема проводки мопеда Альфа с двигателями 49 и 110 куб. см
Проявляется это в следующем:
- Большинство мопедов эксплуатируется по бездорожью (в сельской местности, для поездок на природу, рыбалку и т.п.). А заводские шины, литые обода, пружины и амортизаторы не рассчитаны на подобные нагрузки;
- Качество бензина и масла также далеко от идеального, что влияет на эксплуатационные параметры мопеда;
- Мопед не предусматривает эксплуатацию при минусовых температурах.
Совет: От сурового климата особенно страдает проводка мопеда Альфа, поскольку ее изоляция выполнена из дешевого пластика. При отрицательных температурах она становится хрупкой и разрушается. Опытные владельцы после покупки заменяют ее на проводку с резиновой изоляцией.
Таким же путем, как и проводка на мопед Альфа, с помощью замены излечиваются и другие «болезни» мопедов Альфа. В частности:
- Заводские шины заменяются более износоустойчивыми;
- Литые диски заменяются традиционными ободами со спицами;
- Амортизаторы переустанавливаются с отечественных мотоциклов.
В отличие от отечественных мотоциклов и мопедов, Альфа уже в базовом исполнении имеет ряд преимуществ:
- Электронное 12В зажигание;
- Электрический стартер;
- Электронный тахометр на панели приборов.
Проводка на мопеде Альфа с электронным коммутатором в системе зажигания
Справочно: электронное зажигание обеспечивает беспроблемный пуск двигателя и его устойчивую работу во всех режимах эксплуатации. Простая схема и легкость замены своими руками вышедших из строя компонентов существенно упрощают пользование транспортным средством.
На мопеде применена схема с аккумуляторным источником электроэнергии. Изготовителем не рекомендуется его эксплуатация без АКБ, а схема электропроводки на мопед Альфа дополнительно оснащена реле-регулятором (см. также схему электропроводки УАЗ 31512).
Проводка на Альфу защищена от перепадов напряжения
Шестикатушечный генератор также хорошо справляется со своими обязанностями:
- Поддерживает напряжение во всем диапазоне оборотов двигателя;
- Обеспечивает работу головного света и габаритов во время движения.
Справочно: заводская инструкция не разрешает установку дополнительных осветительных проборов. Также запрещается использовать на мопеде лампы головного света больше указанной в технической документации мощности.
Наличие информативных приборов делает эксплуатацию мопеда достаточно простой, что и привлекает многих покупателей. Причем, что характерно, достаточно большое количество новичков решается на покупку двухколесного транспортного средства, выбирая именно мопеды Альфа.
Схема проводки на мопеде Альфа с электронным тахометром
Столь же простое управление мопедом также способствует его популярности. Все основные функции транспортного средства вынесены на руль, а их состояние отображается на панели приборов:
- Скоростной режим;
- Обороты двигателя;
- Состояние заряда АКБ;
- Суточный и общий пробег (см. также схему проводки мотоцикла Урал).
Фото панели приборов на мопед Альфа
Как и всякое транспортное средство, мопеды Альфа нуждаются в регламентных работах, суть которых сводится к:
- Замене деталей и узлов, чей ресурс выработался;
- Настройке и восстановлении заводских параметров работы основных узлов и агрегатов;
- Визуальном осмотре мопеда на предмет выявления поломок.
Китайские двигатели достаточно уверенно «отхаживают» по 20 000 км на наших отечественных ГСМ без поломок и переборки поршневой группы. Главное – своевременно заменять масло, особенно в период обкатки.
Если не эксплуатировать мопед в суровых условиях (зима, кросс по пересеченной местности и т.п.), то все сальники и резиновые уплотнения также прослужат долго.
Совет: почаще меняйте воздушный фильтр. Это сбережет карбюратор и облегчит пуск двигателя на всех режимах эксплуатации.
Мопеды китайского производства просты и удобны в эксплуатации. Надеемся, что видео в этой статье вместе с оригинальными электрическими схемами поможет вам в обслуживании вашего двухколесного транспортного средства. А советы позволят избежать ошибок (см. также схему проводки Ява 638).
Приветствую! Меня зовут Петр. Я с юности любил собирать автомодели и парапланы, позже мое хобби выросло в нечто большее и я долгое время работал мастером в компании “муж на час”. За многолетний опыт в моей копилке оказались огромное количество различных схем и реализаций ремонта и монтажа своими руками различных устройств. Не все “рецепты” принадлежат мне, но считаю что такие знания должны быть в открытом доступе. Это и стало причиной создать данный сайт.
Источник