Как отремонтировать стартер бензопилы
Сегодня рассмотрим проблемы с неисправностями стартера бензопилы и будем их устранять. Данный вид поломки не является редкостным при интенсивной эксплуатации бензомоторной пилы. А в нашем случае – на лесозаготовках, это случается систематически. Как отремонтировать стартер бензопилы.
Мне довелось ремонтировать стартеры от бензопилы «Урал», которой мы валили лес, работая в лесхозе. Был я еще совсем молодым и разбирался с конструкцией впервые, сам. Неисправность возникла вследствие слома «язычка» пружины, который фиксируется в барабане (корпусе). Помню, как я весь в графитной смазке (руки и лицо) пытался укротить «змею» (металлическую ленту), которая «развалилась» в кольца и никак не хотела собираться в бухту))) .Думаю, кто собирал (скручивал) пружину, помнит, как сводит в судорогу ладони от постоянного сопротивления пружины. Усугублял ремонт и металлический тросик. Тем не менее, с задачей я успешно справился, хотя времени и нервов на это у меня ушло не мало. На бензопилах мировых брэндов, конструкция не так сложна и капризна.
Итак, стартер бензопилы предназначен для запуска инструмента. На безредукторных пилах он расположен в боковой крышке со стороны маховика (левая боковая сторона инструмента). Это чисто механический принцип действия. Но чтобы грамотно и качественно производить ремонт стартера, необходимо понимать принцип его функционала (работы). Предлагаю тщательнейшим образом рассмотреть этот вопрос.
Поверх крышки (корпуса) стартера расположена рукоять в специальном посадочном месте крышки. Рукоять соединена со шнуром, который в свою очередь намотан на шкив и конец шнура закреплен со шкивом. Когда оператор (пользователь бензопилы) рывком тянет рукоять вверх, шнур разматывается по шкиву (катушке), приводя его в «центробежное» состояние. Шкив имеет в своей конструкции (с тыльной стороны) храповик – это шестерня с закругленными в одну сторону зубьями. Зубья шестерни (храповика) сцепляются с «собачками», которые расположены на барабане (маховике) коленчатого вала. Коленвал вращается, топливо под давлением поршня и головкой «движка» сжимается. Оператор тем временем опускает рукоять, возвратная пружина, которая скреплена с катушкой (шкивом) сматывает шнур в исходное состояние (на катушку). Зубья храповика тем временем проскальзывают по «собачкам» маховика, исключая контакт с ними, так как вращаются уже в обратную сторону. Напоминаю, что зубья храповика имеют закругленность в одну сторону – именно этот принцип позволяет производить зацепление со шлицами-«собачками» коленвала. Вращаясь в обратную сторону зацепление с «собачками» исключается.
Но, как знают лесорубы, шкив бывает с храповиком без характерных зубьев – шестерни. Это классические бензопилы-профи, храповик которых представляет собой либо стальной «стаканчик» небольшого диаметра с боковыми вырезами (выступами), либо пластмассовые аналоги (захваты). Например, на Штиле 361 храповик имеет захваты в виде «собачек». Именно этими «вырезами», «захватами» или «собачками» происходит сцепление со шлицами-«собачками» на валу. Принцип действия шлицов-«собачек», думаю, понятен – когда вал разгоняется во вращении, «собачки» проскакивают по храповику.
Давайте взглянем на общую схему стартера.
Помимо этого стартер бывает с демпферной пружиной, так называемый «легкий старт» Smart Start. На модели бензопилы с «легким стартом» к цифрам дописывается литер «е» (например Husqvarna 340e). Однако, встречаются модели профессиональных бензопил без литера «е», так как у них нет аналогов без наличия системы Smart Startа. Крышка стартера, с наличием демпферной пружины, выглядит более выпуклой. Кстати, демпферные пружины ломаются достаточно часто, чем основная пружина.
Работая на вахте, мы столкнулись с подобной проблемой – на «сучкорезке» Husqvarna 340e лопнула пружина (на аналоге Husqvarna 340 демпферной пружины нет). А на вахте, каждый час работы дорог, работали по схеме 10×4. Заменить и устранить поломку не представляло возможности. Пришлось мне «рогатой» бензопилой и раскряжевщику периодически опиливать сучья, чтобы не было простоя у тракториста. Сучкорубу пришлось взять топор. На следующий день мы заменили стартер – поставили крышку от аналогичной бензопилы (не помню модель, но не «Husqvarna 340»), которая имела конструкцию без демпферной пружины. Разумеется, крышка подошла не полностью, была щель сверху, но посадочное место подошло. Однако, это был единственный вариант решения проблемы, никаких специализированных магазинов в том захолустье не было, кроме сельповского продуктового…
Признаки неисправности
Итак, у вас «накрылся» стартер бензопилы. Если просто оборвался шнур, то неисправность «налицо» и следует произвести его замену. Другие характерные признаки неисправности стартера заключаются в следующем:
- вал не схватывается (свободно прокручивается шнур заводки);
- после рывка заводки, шнур не сматывается;
- стартер заклинивает
Ремонт стартера бензопилы
Первым делом необходимо окрутить и снять крышку, произвести визуальный осмотр. Поломка стартера бензопилы может быть разная – лопнувшая пружина, дефект шкива («катушки»), изношенный шнур заводки.
Далее, подготавливаем инструменты для ремонта – это отвертки и круглогубцы. В случае обрыва понадобится новый шнур. Думаю, что у лесорубов бечёвка шнура для стартера в запасе имеется. Если отсутствует возможность приобретения заводского шнура, то можно заменить «понужало» бельевой веревкой, подобрав соответствующий диаметр.
В случае обрыва шнура
Выворачиваем винт крепления стартера, извлекаем зажим и демпферную пружину, если такова имеется на вашей марке бензопилы. Демонтируем шкив со шнуром, развязываем или отрезаем узел шнура, извлекаем его. Так как шнур порван, то пружина разряжена, и, в принципе, можно не опасаться вываливания пружины из крышки.
Выворачиваем винты крепления стартера
Шнур порван, пружина разряжена, можно не опасаться вываливания пружины из крышки при разборе.
Демонтируем порванный шнур из шкива
Извлекаем фрагмент порванного шнура из рукояти
Берем новый шнур, подбираем соответствующую длину (ориентируясь на длину старого оборванного шнура), делим, оплавляем концы шнура, для того, чтобы они не «разрясились». Просовываем новый шнур в катушку, завязываем фиксирующий узел и «прячем» его в шкиве для беспрепятственного хода шнура по ручью катушки (на некоторых моделях бензопил шнур обвязывается вокруг храповика – так предусмотрено конструкцией). Свободный конец шнура продеваем сквозь отверстие крышки стартера и просовываем в рукоять. Фиксируем шнур в рукояти с помощью узла. Наматываем шнур на катушку (шкив) в соответствующую сторону. Помещаем шкив в крышку стартера поверх возвратной пружины (и поверх демпферной при её наличии) и удостоверяемся в зацеплении пружины с катушкой – слегка проворачиваем катушку в соответствующую сторону. Фиксируем шкив крепежным винтом.
Измеряем новый шнур по длине испорченного шнура
Оплавляем конец шнура, перед продеванием в шкив для того, чтобы они не «разрясились».
Оплавленный конец шнура просовываем в технологическое отверстие сквозь шкив
Просовываем новый шнур в катушку.
Завязываем узел на конце шнура стартера при помощи круглогубцев
Завязанный фиксирующий узел «прячем» в шкиве для беспрепятственного хода шнура по ручью катушки
Свободный конец шнура продеваем сквозь отверстие крышки стартера и просовываем в рукоять.
Свободный конец шнура просовываем в рукоять.
Завязываем узел на конце шнура в рукояти для фиксации
Оплавляем свободный узел шнура стартера в рукояти
Далее необходимо зарядить (взвести) пружину. Для этого поддеваем свободную часть шнура отверткой и вытягиваем его. Захватываем шнур рукой, помещаем его в технологическое полуотверстие, которое находится с края катушки. Делаем несколько витков, поворачивая катушку (шкив) за шнур в сторону натяжения.
Поддеваем шнур стартера пальцами или отверткой, оттягиваем и наматываем на катушку.
Наматываем шнур на шкив в сторону натяжения
Делаем несколько витков шнура на шкив для приемлемого натяжения
Слишком слабое натяжение будет «разбивать» кромку корпуса шкива, а слишком сильное натяжение будет негативно сказываться на возвратную пружину. Подбирайте натяжение сами.
Проверяем натяжение шнура в стартере, отведя его за рукоять вверх
Устанавливаем крышку стартера на место и закрепляем винтами
Когда пружина заряжена, стартер устанавливается на место – крышка прикручивается к бензопиле. Во время прикручивания, крепежные винты слегка подтягиваются, а стартер необходимо проворачивать, для полной посадки и зацепления шкива с «собачками» маховика.
Если вал не схватывается
При попытке завести бензопилу, рывок шнура бывает «холостым», т.е. зацепление с валом отсутствует. Оператор безрезультатно производит рывки стартера, шнур без сопротивления разматывается по шкиву и сматывается. В чем причина?
Неисправность заключается в лопнувшей демпферной пружине («легкий старт», «механизм плавного пуска»). Если снять крышку стартера, то поломка обнаруживается без труда, так как чаще всего пружина лопается ближе к крышке. Однако может сломаться не сама демпферная пружина, а ее крепежное место.
Если лопнула пружина, то устранить неисправность поможет лишь её замена на новую. Именно поэтому, я не поклонник бензопил с системой плавного запуска. Разумеется, никому из коллег не навязываю свои вкусы и мнения – каждый вправе сам решать свои предпочтения в данном выборе модели бензопилы.
Другая причина отсутствия надежного сцепления с валом может заключаться в дефекте храповика. Речь идет о модели храповиков с пластмассовой шестерней, когда зубья для зацепления имеют трещины и сколы. В этом случае необходимо также заменить данный узел – то бишь, храповой механизм. А лучше иметь модель бензопилы со стальным храповиком.
Кстати, «собачки» на валу маховика также могут накрыться – лопнуть пружинки, которые выполняют функцию возврата и в результате этого сцепление с храповиком пропадает. Подобная неисправность в моей личной практике также встречалась. Пружинки «собачек» изготовили из фрагментов троса (из жил). Но это стоило неимоверного терпения, времени и сосредоточенности. Уверен, что не стоит подобно извращаться и отработать другой бензопилой.
Еще одна причина, когда вал не схватывается, заключается в банальной ошибке обратного сбора стартера – закрепление его на маховик. Наблюдается эта картина у малоопытных лесорубов. Причина – отсутствия зацепления катушки с «собачками». Дело в том, что во время финального прикручивания крышки, пользователь бензопилы не проверяет зацепление путем проворачивания стартера и храповик ложится поверх «собачек», и зацепление в таком случае отсутствует. Малоопытный оператор недоумевает и не понимает причину неисправности. Разбирает и собирает вновь, пока не догадывается (или пока не подсказывает более опытный коллега) о грамотном сборе стартера.
Если стартер заклинивает
Картина, когда стартер заклинивает, выглядит следующим образом: оператор производит рывок шнура за рукоять, а шнур либо не движется совсем (шкив не проворачивается), либо с большим трудом «проходит короткую дистанцию» и окончательно стопорится. Разумеется, никаких возвратных движений шнура в исходное положение не происходит.
Уверен, что подобная картина знакома большинству лесорубов. Причина неисправности заключается в изношенности шкива, а если быть точнее в опорном кожухе, который удерживает шнур в «ручье» шкива. Шнур выходит за кромки корпуса, вылезает наружу, его затирает между кромкой кожуха и шкива, и шнур теряет способность к свертыванию в исходное положение.
Чтобы продолжить работу, необходимо перемотать шнур на шкив, «зарядить» пружину. Чтобы завести бензопилу, необходимо «поймать» зацепление, осторожно отведя шнур за рукоять вверх и только после этого дернуть. Шнур должен быть в натянутом положении при рывке во избежание выпадения его из корпуса катушки. Этот способ поможет лишь на короткое время использования инструмента, так как износ узла неустраним – необходимо оперативно заменить катушку стартера на новую.
Следует обратить внимание на один важный нюанс: во время демонтажа шкива важно, чтобы возвратная пружина (если она целая) не вылетела из посадочного места. Иначе вы утомитесь собирать пружину в бухту и укладывать на место. Для того, чтобы избежать выпадения возвратной пружины из посадочного места, необходимо предварительно её разрядить. Проделывается это следующим образом: шнур (ближе к рукояти) подцепляется отверткой и помещается в технологическое полуотверстие шкива. Далее необходимо вытянуть шнур и произвести несколько витков в обратную сторону наматывания, пока пружина не ослабнет. Другой вариант разряжение пружины – отрезание шнура у основания рукояти, но этим самым вы пожертвуете небольшим фрагментом шнура. Снимая шкив, необходимо убедится, что сцепление пружины со шкивом отсутствует.
Если лопнула возвратная пружина
Возвратная пружина служит для сматывания шнура на шкив и расположена под шкивом. Если она лопнула, а это зависит от ресурса (как правило) эксплуатации инструмента, то выход в данной ситуации только один – заменить пружину на новую. Можно, конечно, поизвращаться, и «слепить» из фрагментов короткий аналог, но это лишь в том случае, когда действительно «край» и необходимо доделать работу на лесосеке. Конец пружинной ленты необходимо будет отжечь, для принятия формы зацепа фиксации. Подобные вынужденные нелепости случаются, как правило, на вахте и «русскому мужику» приходится «удивлять мир» (или тешить) своей изобретательностью. А в действительности искоренять нужду, чтобы прокормить семью.
Если лопнула пружина, то для замены извлекаем и выбрасываем её остатки. На её место устанавливаем бухточку новой пружины. Накрываем пружину защитным кожухом.
Катушка (шкив) устанавливается на пружину (поверх её). После этого необходимо провернуть шкив, удостоверившись в зацеплении катушки с возвратной пружиной. Далее действуем в той последовательности, которая указана в главе «В случае обрыва шнура».
Пишите комментарии, дополняйте, если я что-то пропустил, не дописал или где-то ошибся. Буду рад нашей дискуссии.
Источник