Ремонт стартера 1JZ + увеличиваем мощность, фотоотчет, часть 2
Эпиграф
— Как стартер сдох? Может с толкача?
История
В общем поехал я как-то денег снять в банкомате, а сняли с меня, гы гы.
После стоянки возле банка машина наотрез отказалась заводиться, автомат ни толкнуть, ни прикурить, настроение плавно опустилось на ноль, благо было это недалеко от дома. Подумав что подсел аккумулятор, я его утащил домой, зарядил, сунул в авто и радостный повернул ключ, стартер как-то судорожно закрутил рывками и выдал облако дыма.
После непродолжительных поисков был найден джамшут с тросом и машиной и авто посетило стоянку возле дома с диагнозом «помер стартер».
К слову сказать, хандрил он уже с год, но, так как я на машине особо не езжу, внимания я этому не уделял, да и вообще поначалу думал что аккумулятор недозаряжается, ибо стартер туго крутил именно на горячую.
За пару дней на форуме был куплен занедорога стартер от 1JZ. Поскольку внешне доверия он не внушал, был отмыт и разобран. Вскрытие показало, что пациент если и крутил чего при жизни, то недолго и недалеко, сдохшие щетки и сгоревшие и слипшиеся обмотки ротора.
Было принято решение раз уж лезть под машину то делать на века и по-серьезному.
Далее фото, купленный стартер был успешно восстановлен и сейчас работает на авто.
Фотографии и сам отчет посвящен моему родному который был снят при замене и валяется щас без дела.
Итак, берем набор головок и не менее двух длинных переходников с карданчиком (для 90го кузова).
Снимаем стартер головкой на 14, изогнув вороток градусов под 30 и пустив его по нише в кузове где идет коробка.
Разбираем стартер (два длинных болта)
Мы имеем стартер 28100-46130 Denso 12v 0.8kw
а вот и главная проблема
отмываем и выстукиваем остатки старых щеток в виде кучи угольной пыли
можно конечно и не мыть, но потом руки хрен отмоешь.
Осматриваем коллектор якоря, контакты (ламели) должны быть ровными и гладкими, нагар и заусеницы снимаем приспособой а-ля шуруповерт и наждачка
результат должен выглядеть так
если ламели выгорели сильно то можно отнести к токарю и проточить на станке.
В идеале при полировке самой мелкой наждачкой якорь должен быть гладким как пивная банка и не должны ощущаться выступы при вращении.
Закончив с ротором, переходим к самому интересному
и так, намотка старторных обмоток. Снимаем сгоревшие обмотки и окончательно очищаем стартор. Как я уже упоминал мы имеем стартер 28100-46130 Denso 12v 0.8kw вспоминая как тухло он крутит в сильный мороз, я тут же сел за калькулятор. Мы имеем 4 обмотки по 14 витков, каждая из 4х проводов диаметром примерно 0.7 мм, длина каждой обмотки 1.5м итого 4*1.5*4=24 метра провода. Пересчитал общее сечение, прикинул запас по месту на катушках и поехал в магазин.
Было куплено:
катушка медного эмалированного провода 50м — 250р
тюбик литола 25
щетки МЕДНОГРАФИТОВЫЕ для какого то автоТаза 80р.
С щетками вышел облом, на фото слева две нормальных желтых щетки (были куплены уже на южном порту у торгаша), справа же подарок от сети магазинов Авто49, с виду никаких отличий, однако левые, желтые не только снаружи но и внутри а вот правая чисто помазана сверху чем то медным, ковырнешь а внутри гольный графит.
Как определить быстро и качественно, берем щетку и прямо на глазах у продавца двумя руками скручиваем ее на разрыв. Графитовая щетка тут же разваливается. Меднографитовую не сломать, там материал на порядок прочнее.
Берем наш провод и режем на куски по 160см из расчета 5 жил на обмотку. С учетом повышения сечения провода и увеличения количества жил в обмотке выходная мощность нашего стартера составит где то 1-1.1кВт.
нарезав провод собираем 4 пучка по пять проводов и немного подкручиваем у кончиков, что бы не распались.
Одеваем матерчатые перчатки и начинаем мотать, тянуть нужно сильно, провод достаточно толстый и уложить нужно плотно особенно на углах, порядок намотки по стрелке на фото, от точки 1. к точке 2. Необходимо намотать 14 витков провода, в принципе можно намотать 12 и пустить провод в 6 жил, тогда мощность стартера будет порядка 1.5 кВт, но и греться он будет сильнее, кроме того мощный стартер будет чувствительнее реагировать на слабый аккумулятор, так что палка о двух концах. Я выбрал золотую середину.
в итоге мы должны получить это
соседние катушки не должны касаться друг друга обмотками, поэтому в процессе или после протаскиваем между ними что нить деревянное типа линейки, я использовал две пластиковые кредитки согнутые пополам.
Поскольку крайние витки идут уже по самому краю катушек, что бы провода не соскакивали немного подкручиваем пучок на углах, ну и тянем от души.
После этого берем тазовские или любые какие удалось достать меднографитовые щетки и напильником наждаком и ли ножовкой по металлу доводим их до состояния и форму заводских. Размеры подогнать нужно точно, что бы щетки не болтались в держателях.
У меня получилось так
кстати у обоих мною разобранных стартеров были изношены только пара щеток, думаю это общая тенденция для данного типа, вторая пара стерта примерно на 3-4 мм так что менять имеет смысл только две щетки, делаем их чуть длиннее оставшихся родных
Добавлено спустя 4 минуты 19 секунд:
на фото изготовленные щетки и старая стертая в ноль.
Источник
www.crown-club.ru
Клуб Toyota Crown/Crown Majesta
Отчет о ремонте стартера (втягивающее) на JZS130G (1JZ).
Отчет о ремонте стартера (втягивающее) на JZS130G (1JZ).
Harry BlackMan » 22 дек 2009
Преамбула.
Где-то полтора-два года назад стартёр начал дурить, т.е втягивающее делало «щёлк», но стартёр при этом не крутился. Понятно, подгорели пятаки. Полез я снимать стартёр, нифига не понял, как открутить верхний болт крепления стартёра, плюнул и снял только втягивающее. Тут меня ждал большой сюрприз — втягивающее оказалось неразборным. Порывшись в остатках запчастей от сотого марка, нашел стартёр от него. Втягивающее оказалось идентичным, за исключением формы разъема на замок зажигания. Припаяв нужный разъемчик, о проблеме я забыл.
Через год, в процессе сборки Вагона после переброски руля налево, проблема повторилась. Забегая вперёд, скажу, что дело было не в стартёре, а в плохо закрученной гайке на проводе, который идёт от аккумулятора к стартёру. Поскольку запасные втягивающие от Марка к этому моменту уже закончились , а на разборку ехать было не на чем (на MS137 приказал долго жить движок), решил я разобрать втягивающее. Пр разборке была допущена одна ошибка, которая привела к следующей проблеме — стартёр исправно крутил, но не всегда входил в зацепление с маховиком на двигателе. Наконец, к нынешним декабрьским морозам проблема достигла своего апогея — Вагон отказался заводиться. Выглядело это так. Стартёр делал два оборота коленвала, после чего выходил из зацепления с маховиком. Свечи залило минуты через три попыток завести . Меня это изрядно достало, поэтому было принято решение снять стартёр нафиг и дома разобраться, что собственно произошло.
Собственно, амбула .
Стартёр на JZ крепится двумя болтами с головками на 14, головки смотрят в сторону заднего моста плюс провод к аккумулятору с гайкой на 12 и провод к замку зажигания с разъёмом. Для начала стоит отвинтить провод, идущий к стартёру и снять фишку с проводом к замку зажигания. Нижний болт доступен снизу, его удобно откручивать сняв левое переднее колесо. С верхним болтом у меня еще два года назад возникла проблема — он при откручивании упирался в моторный щит, да и щель для ключа была размером сантиметра три. Путём курения различных веток форума до меня дошло, что для этого нужно снять поперечину, поддерживающую коробку сзади. Сама поперечина держится на двух болтах с головками на 14, плюс опора коробки привинчена 4 болтами с головками на 12 (2 у меня сломались). Отвинчиваю все болтики, домкрачу вверх коробку. Путем подергиваний туда-сюда поперечина снимается. Далее опускаем коробку вниз, весь силовой агрегат в сборе (мотор+коробка) заваливается назад, и появляется доступ к верхнему болту стартера. Для отвинчивания его мне понадобились: 2 удлинителя на 250 мм, один удлинитель на 125 мм, карданчик и головка на 14. Все эти детальки собираются в одну большую мегапалку , которой с помощью трещотки я и отвинтил последний болт.
На снятом стартёре снимаю втягивающее реле. Держится оно на двух гайках на 10 плюс силовой провод с гайкой на 12. Втягивающее у нас в руках. Верхняя пластиковая крышка закатана в нижний металлический корпус. С помощью отвёртки завальцовку я отогнул. Покачиванием можно проверить, нормально отогнуто или нет. Далее необходим паяльник (и отсос бы не помешал). С его помощью необходимо отпаять с одной стороны один провод, проходящий сквозь отверстие в крышке, с другой стороны два провода, проходящих через отверстие. Пока их не отпаяешь — крышка не снимется! После обрыва проводков втягивающее останется только выбросить! Аккуратно снимаем крышку. Внутри будет видно подгоревшие контакты на болтах и подгоревший замыкатель. Замыкатель можно поднять вверх, подсунув под него отвертку и обработать его напильником. Болтики из крышки вынимаются, они сверху привинчены на типа шайбу, её надо открутить и они снимутся. Далее их зачищаем, вставляем обратно, привинчиваем шайбочками. Аккуратно вставляем крышку во втягивающее, следим, чтоб проводки прошли в нужные отверстия. Надеваем крышку до конца, завальцовываем её (небольшим молотком удобно). Я на всякий случай еще обмотал изолентой. Запаиваем проводки (припоя жалеть не стоит, чтобы сохранить герметичность внутри втягивающего). Дальше всё собираем в обратном порядке.
Что случилось у меня. Был оборван один из проводков (которых два проходит сквозь одно отверстие). Втягивающее срабатывало, но при включении мотора сил удержать у реле не хватало. Чтоб понятней было, смотрите схему, на память перерисовал из книги. В прямоугольнике — стартёр, красный — якорь втягивающего реле.
Источник