Какой стартер лучше поставить на МТЗ: обзор лучших стартеров для разных тракторов, как выбрать
Надежный трактор, который заводится с пол-оборота в любое время года, − мечта каждого машиниста. На деле же суровые условия эксплуатации (дождь, пыль, грязь) и отрицательные температуры негативно сказываются на надежности спецтехники. Какой лучше поставить стартер на МТЗ 80, 82, 1221 и другие, чтобы не знать проблем с заводом? Какой стартер выбрать – обычный или редукторный? Какой стартер для МТЗ лучший – белорусский, китайский или европейский? Ответы на все вопросы, касающиеся выбора стартера для тракторов МТЗ, разберем далее в статье.
Какой стартер стоит на МТЗ 80 и 82 с завода
То, какой стартер на МТЗ стоит с завода, зависит от модификации и года выпуска трактора. Современные тракторы 80 и 82 семейства оснащаются стартером СТ-212А на 12В 3708.10, мощность которого составляет до 3 кВт. Он запитывается от двух аккумуляторных батарей 12/88 3703.16.
На более старых модификациях тракторов МТЗ 80 и 82 можно встретить разные версии этого же стартера от разных производителей. Мощность варьируется в диапазоне 3-3,5 кВт. Наиболее распространенными являются стартеры СТ-212А производства «Искра», «БАТЭ», «Катек», КЗАТЭ и других.
До него устанавливался стартер СТ 142М производства БАТЭ мощностью 3,5 кВт.
В каталогах можно встретить разные вариации стартеров СТ-212-3703, но не все они подойдут на трактора МТЗ. Для этих тракторов подходит стартер с индексом «А» − СТ-212А. Аналогичные модели с другими индексами имеют отличную конфигурацию и не встанут на двигатель Белорусов 80 и 82 серий.
Какой стартер лучше на МТЗ – редукторный или обычный?
Вопрос, какой стартер лучше на МТЗ 80 – редукторный или обычный, всегда открывает жаркие дебаты, поскольку и у конструкции прямого действия, и у редукторной, использующей магниты, есть свои приверженцы и противники.
Классический стартер на тракторах МТЗ (СТ-212А) передает движение на венец маховика через рычаг. Он в свою очередь приводится в движение тяговым реле, которое удерживается в нужном положении двойной обмоткой катушки.
Механизм работы редукторного стартера схожий – он тоже преобразует электрическую энергию, потребляемую от АКБ, в механическую. Но у него только одна обмотка, установлены магниты и имеется редуктор.
Сравним обычный и редукторный стартеры и выясним, какой лучше ставить на МТЗ.
Обычный стартер | Редукторный стартер | |
Размер и масса | больше | меньше |
Ремонтопригодность | высокая, ремонтируется достаточно легко | средняя, ремонтировать сложнее |
Доступность запчастей | купить можно отдельно практически любые запчасти на обычный стартер, стоят недорого | найти подходящие детали для редукторного стартера сложнее, его часто приходится менять целиком |
Срок эксплуатации | небольшой, у деталей высокий механический износ | длительный (служит в 2-3 раза дольше) |
Потребление электроэнергии | высокое | низкое (меньше на 30-40 %) |
Запуск при отрицательных температурах | плохо работает на морозе, зимой или в северных регионах рекомендуют ставить пускач | стабильно заводит двигатель при средних морозах (до -20 градусов), при сильных морозах рекомендуется дополнительно использовать подогрев тосола или разместить паяльную лампу под поддон |
Стоимость | средняя | высокая (в 1,5-2 раза выше классических стартеров) |
Качество и надежность | стартеры выпускает несколько производителей, их качество известно и остается стабильным | рынок заполнен поддельными редукторными стартерами низкого качества, перед покупкой изделие нужно тщательно проверять |
Большинство трактористов, выбирая, какой стартер лучше – редукторный или обычный, выберут редукторную модель. При прочих равных они работают экономнее и эффективнее, лучше защищены от грязи и пыли, реже выходят из строя и способны заводить мотор при низких температурах без каких-либо проблем.
Обычный стартер лучше поставить на МТЗ, если вы используете спецтехнику не каждый день, живете в южных регионах, где не бывает сильных морозов, и спокойно относитесь к переборке и ремонту. В этом случае стандартный заводской стартер СТ-212А или аналогичные модели прямого действия будут более выгодным и доступным вариантом.
Какой стартер подойдет на МТЗ (обычный)
Варианты того, какой стартер подходит на тракторы Белорус, представлены в таблице.
Модель стартера | Производитель | Пусковая мощность, кВт | Двигатель | Тракторы | Номинальное напряжение, В | Емкость АКБ, А*ч |
24.3708 | ОАО ЗиТ, КЗАТЭ | 4,0 | Д-243 | МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82 | 12 | 215 |
20.3708 | ОАО ЗиТ, АТЭ-1 | 2,9 | Д-245, Д-260 | МТЗ-80, МТЗ-100, МТЗ-142 | 24 | |
СТ 142Н | БАТЭ | 4,0 | Д-245, Д-243, Д-240, Д-260 | МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-1025, МТЗ-1221, МТЗ-890/892, МТЗ-100 и др. | 24 | 190 |
СТ 142М | 3,5 | 12 | ||||
242.3708 | 4,0 | Д-48М | МТЗ-5МС, МТЗ-7 | 12 | ||
74.3708 | БАТЭ | 3,6 | Д-243, Д-245, Д-260 | 12 | 220 | |
AZJ124 | Искра | 3 | Д-245, Д-242, Д-60, Д-243, Д-244 | все МТЗ с двигателями 4,8 л | 12 |
Какой стартер поставить на МТЗ, выбирая среди электромоторов прямого действия? В первую очередь обращайте внимание на надежность конкретной модели (к примеру, стартеры «Искра» многие владельцы называют неудачными). При прочих равных лучше поставить на трактор стартер с наибольшей пусковой мощностью.
Какой редукторный стартер лучше на МТЗ
Теперь перейдем к разговору о том, какой стартер лучше выбрать на тракторы Белорус среди редукторных моделей.
Модель редукторного стартера | Производитель | Пусковая мощность, кВт | Двигатель | Тракторы | Номинальное напряжение, В |
TTB (ТТБ) 9142780 | AKITA | 2,7 | Д-50, Д-240 | МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 | 12 |
11010002 | Slovak | 2,7 | Д-240, Д-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
9142 780 | Magneton | 2,7 | Д-240, Д-242, Д-243, Д-244 | МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1 | 12 |
123708001 | Jubana (Юбана) | 2,7 | Д-240, Д-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010015 | Slovak | 4,2 | Д-240 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010085 | Slovak | 4,9 | Д-240 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010085 М (с дополнительным реле) | Slovak | 4,9 | Д-240, Д-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
Если вы думаете, какой редукторный стартер лучше поставить на МТЗ, то выбирайте один из представленных в таблице вариантов.
Наибольшим доверием у покупателей пользуются чешские стартеры Магнетон. Из их достоинств отмечают безупречное качество сборки и полное соответствие заявленным характеристикам, а этим могут похвастаться далеко не все производители. К недостаткам Магнетонов можно отнести лишь высокую цену (если сравнивать с продукцией других брендов со схожими техническими характеристиками) и большое количество подделок.
Не менее удачным решением будет поставить стартер от Slovak – производителя из Словакии, продукция которого широко представлена на рынке. Главное отличие этих стартеров – применение в их конструкции инновационных и нестандартных технических решений, позволяющих снизить себестоимость, лучше защитить агрегат от атмосферного воздействия, стабильно работать даже при очень сильных морозах. Какой именно стартер поставить на МТЗ из модельного ряда Slovak, зависит от ваших финансовых возможностей и особенностей эксплуатации трактора. Но если возможности позволяют, лучше купить стартер с наибольшей пусковой мощностью.
На что еще обращать внимание при выборе стартера
По каким еще критериям можно судить, какой стартер лучше на МТЗ? Разберем неочевидные, но очень важные детали при выборе электростартера.
Безусловно, и среди китайских стартеров можно найти достойные экземпляры, которые будут надежно и стабильно работать на протяжении нескольких лет. Тем не менее статистика показывает, что зависимость качества от страны происхождения бренда все же есть.
Если вы не хотите рисковать, лучше поставить на МТЗ стартер европейской сборки, например, Магнетон, Юбана или Словак. Они стоят на порядок дороже, зато гарантированно прослужат много лет.
Белорусские, российские и украинские стартеры не отличаются в большинстве своем такой надежностью. Они простые (в их конструкции, в отличие от европейских аналогов, редко присутствуют инновационные компоненты) и доступные по цене. Кроме того, меньшую надежность компенсирует возможность быстро заменить, в том числе по гарантии, вышедший из строя электростартер.
Ставить китайский стартер не лучшее решение. Как показывает практика, производители из Китая редко заботятся о том, чтобы реальные технические характеристики соответствовали заявленным. Качество сборки и надежность также хромают.
Многие европейские бренды закупают в Китае комплектующие и частично собирают стартеры там. Тем не менее стандарты и требования к производству абсолютно разные. Продукция европейских брендов соответствует строгим стандартам, проверяется на брак и сертифицируется.
Масса электростартера – косвенный показатель, по которому можно определить, какой стартер лучше выбрать. Связано это с тем, что экономия в весе достигается обычно за счет истончения обмотки возбуждения, зауживании рабочей части статора и якоря. А это негативно сказывается на надежности и сроке эксплуатации оборудования.
Для большинства моделей это правило действительно работает. Но нужно обращать внимание на спецификации конкретного электростартера. Например, некоторые модели Словак изготовлены в пластиковых корпусах для снижения веса. В данном случае меньшая масса не будет свидетельствовать о плохом качестве изделия.
Даже самый лучший стартер нуждается в техническом обслуживании и ремонте. Чаще всего проблема возникает с втягивающим реле, у которого подгорают контактные болты. Лучше выбрать для МТЗ разборной стартер, в котором можно будет быстро и без сложного демонтажа заменить тяговое реле.
Источник
Стартер 212 б1 характеристики
Дизели Д-50 и Д-50Л. Стартер СТ-212
Стартер (фиг. 27) представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения.
Включение стартера дистанционное — с помощью электромагнитного тягового реле, установленного на стартере. При повороте рычага включателя тяговое электромагнитное реле вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика; одновременно замыкаются силовые контакты реле, стартер включается и проворачивает коленчатый вал.
Применение реле РС-502 обеспечивает автоматическое отключение стартера сразу же после того, как начал работать двигатель.
При отключении стартера шестерня привода выходит из зацепления под действием возвратной пружины.
Техническая характеристика стартера СТ-212
Номинальное напряжение, в. 12
Максимальная мощность, л. с. 4,5
Максимальный тормозной момент, кгм. 7
Потребляемый ток при полном торможении, а . . . 1450
Напряжение на клеммах стартера при полном торможении, в. Не более 7
Число оборотов холостого хода, об/мин. Не менее 5000
Ток холостого хода, а. Не более 120
Напряжение на клеммах в режиме холостого хода, в 11,5
Направление вращения стартера — по часовой стрелке, если смотреть со стороны его шестерни.
Стартер включается рукояткой 7 (фиг. 28).
При нажатии на рукоятку вилка нажимает на пружину и перемещает по шлицам вала в сторону маховика двигателя шестерню стартера, одновременно нажимая на шток включателя.
Для облегчения включения зубья шестерни стартера и венца маховика имеют скосы.
После пуска двигателя за счет разности скоростей наружной и внутренней обоймы муфта обгона отключается, предохранив якорь стартера от разноса.
При отпущенной рукоятке шестерня стартера выйдет из зацепления с венцом маховика.
На задней крышке стартера установлены щетки, прижимаемые к коллектору ленточными пружинами. Одна пара щеток соединена с корпусом стартера (массой), а другая изолирована от корпуса и соединена через обмотки возбуждения с выводным зажимом, расположенным внутри включателя стартера. Наружный зажим включателя стартера соединен с аккумуляторной батареей.
Электрическое включение стартера производится посредством соединения неподвижных контактов шайбой, передвигаемой штоком включателя при нажатии на рычаг включения.
Техническая характеристика стартера СТ-350Б
Номинальное напряжение, в. 12
Номинальная мощность, л. с. 0,6
Ток холостого хода, а. 45 (не более)
Число оборотов холостого хода, об/мин. 5000
Фиг. 27. Стартер СТ-212:
1—крышка со стороны коллектора; 2—якорь; 3—корпус; 4—реле; 5—серьга; 6—рычаг отводки; 7—привод; 8—крышка со стороны привода; 9—упорная гайка; 10—промежуточный подшипник; 11—щетки.
Фиг. 28. Стартер СТ-350Б:
1—крышка со стороны коллектора; 2—щетка; 3—якорь; 4—корпус; 5—полюс; 6—включатель стартера; 7—рычаг
8—привод; 9—крышка со стороны привода.
Источник